CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Деревню Таджикистана тревожит число жителей воюющих в Сирии

3 ноября 2014

Двадцать жителей Чоркишлок, деревни с населением 5 000 человек, по рассказам, сражаются в Сирии, к стыду своих соседей.

ЧОРКИШЛОК, Таджикистан - Жителям деревни в Согдийской области приходится сталкиваться с неприятной репутацией - «кладезь джихадистов».

«По собранным данным более 20 молодых людей из Чоркишлокпоехали в Сирию», - сказал Шухрат Солехзод, глава отдела расследования уголовных преступлений Согдийской области». Это неожиданно большое число из одного села было отмечено в недавних докладах, где говорится, что более 200 таджиков воюют в Сирии и, что более 50 были убиты с 2012 года.

Жители деревни встревожены

Чоркишлок, с населением около 5 000 человек, в эти дни не является спокойным местом. У каждой семьи есть кто-то, кто уехал за границу ради заработков - кто-то, кто мог быть уязвим к экстремистской вербовке и обещаниям «боевой ??славы» и высоких зарплат, которых им никогда не получить.

«Это люди, у которых нет человеческих чувств, они не думают о своих ... родных», - сказал Солехзод.

Некоторые отказываются верить лжи.

«Я недавно выехал за пределы своей родины, чтобы встретиться со своими соотечественниками-мигрантами, - сказал Садриддин Содиков, имам-хатиб соборной мечети Чоркишлока Исфаринского района. - Встречался более чем со 150 мигрантами, как с нашего кишлака, так и с других регионов. Они обещали мне, что ни в коем случае не будут поддаваться на провокации [вербовщиков]. Все выражали озабоченность в связи с тем, что наши молодые люди идут на самоубийство».

Но не у всех есть достаточно средств, чтобы противостоять ложным обещаниям боевиков. «Это типичные наивные жители, - сказал Содиков о многих трудовых мигрантах. - Они необразованные, поэтому их ... легко обмануть».

Попытки остановить поток

Власти работали над тем, чтобы остановить поток жителей Чоркишлок в Сирию, но некоторые выскользнули до того, как усилия начали действовать.

Ёкуб Эшонов, 26-летний отец двоих детей, является одним из таких примеров.

«9 месяцев назад он уехал на заработки, и так и пропал, - сказал его отец, Ёсинхон Эшонов. - Больше не звонил, а спустя пару месяцев позвонил и сказал, что находится в Сирии для совершения джихада».

Родители Ёкуба по-прежнему не знают, почему их сын захотел пойти, но ясно, что он был завербован за рубежом, сказал отец.

«Год назад, когда он уехал, ... нам сказал, что хочет собрать деньги для строительства дома, - сказал Ёсинхон Эшонов. - Но у них [мигрантов] есть машины, дома, проблем как токовых у них нет. Поэтому нам не известно почему молодые люди едут воевать».

Его невестка Гуландом позже отправилась в Сирию, чтобы найти Ёкуба, сказал Ёсинхон Эшонов.

«Мы не смогли ее удержать», - сказал он.

Это кажется дало положительный результат. «Удивительно, как ей удалось это, но она нашла его ... Они уже пересекли сирийско-турецкую границу», - сказал Ёсинхон Эшонов, добавив, что его сын разорвал связь с боевиками.

Власти считают этот случай успехом и используют его как возможность для поощрения отказа большего числа таджиков от воинственности.

«Хочу ... всем напомнить, что люди, которые вернулись в Таджикистан с повинной [в участии в боевых действиях в Сирии], помогают следствию в разоблачении других [боевиков] соратников и будут освобождены от следствия, то есть амнистированы», - сказал Солехзод.

Родители беспокоятся

С ростом частоты обращений жителей Чоркишлок к воинственности, некоторые родители опасаются, чем их сыновья занимаются, когда выезжают за границу на работу.

Машрабходжа Исоев, который работает в центральной больнице в Исфаре сказал, что он боится отпускать своего сына за границу.

«[До сих пор,] мой сын каждый год ездил на заработки, - сказал Исоев. - А из-за этих проблем я боюсь его пускать. ... Именно заграницей молодые люди поддаются провокациям».

Между тем, усилия по предотвращению случаев, когда таджики становятся жертвами обещаний боевиков продолжаются, вместе с махаллей (объединение соседей), где лидеры проводят образовательные встречи и другие выступления против воинственности, когда они могут.

«Ведь мусульманин убивает мусульманина, где это сказано, где это принято?!, - сказал 75-летний житель Чоркишлока Султонбой Бобоев. - Мой сын и внук также находятся заграницей, и я им каждый день говорю, чтобы они работали, и не поддавались никаким интригам».

Надин Бахром

inozpress.kg

Предыдущая статьяЭмомали Рахмон в очередной раз посетит Пекин
Следующая статьяВремя действовать в отношении узбекских и туркменских политзаключенных