Накануне Министерство обороны Казахстана сообщило о том, что в этом году пройдут масштабные учения казахстанской армии совместно с вооруженными силами США «Степной орел». Традиционное мероприятие на этот раз привлекло особое внимание, так как помимо самих учений ожидается несколько визитов высокопоставленных генералов НАТО в Казахстан, да и сами учения будут как никогда масштабными. Опрошенные Kursiv.kz эксперты считают, что Астана намерена продемонстрировать, что у нее достаточно сил для отражения любой внешней угрозы, будь-то некая проекция крымского прецедента на РК, или же участившиеся разговоры о прорыве боевиков ИГ в страны Центральной Азии.
Проведение Международного тактико-специального миротворческого учения «Степной орел - 2015» пройдет в два этапа. 1 этап - в апреле, а 2 - в июне 2015 года, сообщило министерство обороны. Согласно информации ведомства в ходе учений будут отработаны действия по соблюдению правил применения силы, проведению досмотра людей и автотранспорта, обнаружению взрывоопасных предметов, организации связи и правил введения переговоров по международным стандартам, военно-гражданских взаимодействий, оказание медицинской помощи и эвакуация раненых.
Ориентация - Запад
Политолог Дастан Кадыржанов заметил, что учения "Степной Орел" проводятся уже 11 лет. Каждый раз в них отрабатывается взаимодействие по борьбе против террористов и сепаратистов. Казахстан проводит учения не только в рамках сотрудничества с НАТО. Традиционны и учения в рамках ОДКБ или совместные с РФ центральноазиатские учения "Рубеж". В учениях "Степной Орел" часто принимают участие Кыргызстан, Таджикистан и Украина. Проводятся и совместные учения с Китаем, такие как "Мирная миссия". Проводятся учения ВМС в Каспийском регионе с участием России, Казахстана и Азербайджана. Поэтому вряд ли учениям "Степной орел" можно приписывать выбор чисто натовского ориентира, заметил он.
Координатор проектов по внешней политике Института мировой экономике и политики Аскар Нурша считает, что активизация отношений между НАТО и РК может быть объяснена несколькими факторами. Программа двустороннего сотрудничества между НАТО и РК на современном этапе определяется Индивидуальным планом действий партнерства (ИПДП), который поэтапно реализуется Казахстаном с 2006 года в рамках согласованных сторонами «циклов». В ноябре 2014 года РК и НАТО в Брюсселе обсудили результаты реализации третьего цикла ИПДП на 2012-2013 гг. На протяжении прошлого года шло активное согласование содержания четвертого цикла. Этим частично может объясняться видимая широкой публике интенсификация контактов. В этом плане Казахстан заметно опережает другие страны региона по уровню диалога с Североатлантическим альянсом. Другой фактор - заметный рост интереса со стороны НАТО к Центральной Азии.
С одной стороны, сказывается географическая близость региона к Афганистану, откуда США и НАТО не торопятся уходить. Афганская тематика - традиционное поле для взаимодействия сторон. С другой стороны, интерес к Казахстану стимулируют охлаждение отношений между альянсом и Россией и военный конфликт на территории Украины. Значимость политического диалога с Казахстаном на фоне этих процессов для НАТО несколько возросла. Соответственно расширяется спектр партнерских мероприятий и качественно повышается их уровень. Это можно заметить также по составу посещающих Казахстан делегаций НАТО. Усиливается экспертная составляющая, заметил г-н Нурша.
Не против России
Профессор Института мировой экономики и политики при президенте РК Валихан Тулешов сказал Kursiv.kz что задача министерства обороны в настоящий непростой момент подготовиться практически к отражению различных вызовов. Военное сотрудничество с НАТО и США с точки зрения его соотнесения с сотрудничеством с РФ, не столь широкое. Хотя, альянс имеет самые передовые военные технологии и большой арсенал политических, социальных и экономических возможностей для решения конфликтных ситуаций. За ним стоят опыт противостояния и победы в "холодной войне", сплоченные европейские народы, поэтому Казахстану есть чему учиться у НАТО.
Политолог, научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин подчеркнул, что Казахстан по разным программам традиционно сотрудничает с НАТО в вопросах модернизации вооруженных сил, координации усилий в рамках поддержки антитеррористической операции в Афганистане и при выводе основного контингента. Другой вопрос, что в условиях обострения отношений России и западных стран любые традиционные в целом шаги воспринимаются в особом ключе, находятся в фокусе экспертов и специалистов.
«Очевидно, что продолжение сотрудничества может быть интерпретировано разными странами и экспертами по-разному. Для НАТО продолжение сотрудничества с Астаной может означать, что ближайший союзник России в регионе сохраняет от нее автономность и сотрудничает с ее главным противником, что может рассматриваться как усиление изоляции. Для некоторых экспертов в Казахстане такой шаг может быть истолкован и как предупреждение Москве. «В любом случае необходимо понимать, что только в тесной связке Россия и Казахстан с учетом протяженной границы и взаимной уязвимости могут противостоять региональным и глобальным угрозам», - заметил он.
Директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев подчеркнул, что после того, как в Казахстане пройдут совместные с США военные учения "Степной орел-2015", как сообщил посол Эстонии в Казахстане, ожидается посещение Казахстана представительной делегацией НАТО. Диппредставительство Эстонии с 2015 года стало одновременно контактным посольством НАТО в Казахстане. В этой связи в российской прессе стали появляться комментарии о том, что Астана посылает Москве некое «предупреждение» о возможности смены ориентиров, но, по словам г-на Казанцева это явное преувеличение.
Ключевая угроза - Афганистан
По мнению Дастана Кадыржанова если говорить о политическом контексте учений, то, Казахстан демонстрирует, что как в геополитике, так и в военной деятельности, приоритетом являются национальные интересы. И в этих интересах сегодня - использовать все линии партнерства, которые позволят эти интересы реализовать и защитить. И, здесь самое главное не оказаться, как, к примеру, Сирия или Украина лицом к лицу с религиозной или "гибридной" войной в состоянии обезоруживающей неготовности и на своей территории.
«Казахстану нельзя вменить в вину то, что силовые методы довлеют сегодня над бессилием международного права. Мы от этого лишь получили дополнительный список угроз, реализация многих из которых могут иметь даже роковой характер. По этой причине я бы хотел видеть даже усиление этого военно-подготовительного тренда. Как в качественном плане, так и в плане расширения сотрудничества», - сказал г-н Кадыржанов.
«Ключевая угроза для России и Казахстана на южном направлении также исходит не от Запада, как в период «холодной войны», а от исламских экстремистов, в частности, из Афганистана и Исламского государства в Ираке и Сирии. Именно на борьбу с этим потенциальным злом и направлен сценарий учений "Степной орел-2015". Политика Казахстана в военно-политической области адаптирована к описанной мною сложной ситуации, сложившейся в мировой и центральноазиатской политике. Казахстану для сохранения стабильности в Центральной Азии надо сотрудничать со всеми ключевыми игроками. И это соответствует стратегическим интересам России, так как южный фланг РФ - очень уязвим для угроз со стороны религиозных экстремистов и международных террористов. Дестабилизация Центральной Азии и, особенно, Казахстана, сделает Россию полностью беззащитной перед этим злом, так как прикрыть такую огромную границу, как российско-казахстанская, невозможно», - отметил г-н Казанцев.
Казахстан заинтересован в развитии партнерских отношений с НАТО, считает Аскар Нурша. В практическом плане в сотрудничестве упор делается на развитие миротворческого потенциала казахстанских вооруженных сил и повышение их оперативной совместимости с силами НАТО и ООН. Но, естественно, не следует забывать и о традиционной для Казахстана многовекторности. Наблюдается рост геополитических и военно-политических рисков по периметру границ Центральной Азии. Усиление сотрудничества с НАТО - один из вариантов внешнеполитического реагирования Казахстана на эти процессы, заметил он.
За страны ЦА никто их проблемы не решит
Неплохо было бы организовать самостоятельные совместные учения по взаимодействию Центральноазиатских стран: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана без участия глобальных игроков, считает Дастан Кадыржанов. По его мнению, за эти страны никто не собирается решать вопрос опасного влияния на регион "афганского котла".
«Страны ЦА должны сами позаботиться о безопасности своих южных границ, иначе за них все ключевые решения будут продолжать осуществлять мировые сверхдержавы. А сегодня пора усвоить - утеря независимой позиции по одному из магистральных вопросов внешней политики может молниеносно привести к утере независимой внешней политики как таковой. Как одной страны, так и ряда стран региона, по принципу "домино".В настоящий сложный период разобщенность стран центрально-азиатского региона между собой - это непозволительная роскошь, можно даже сказать катастрофическая ошибка. В особенности разобщенность в вопросах военного сотрудничества. Я уверен, что история быстро поставит нас перед лицом необходимости создания единой центрально-азиатской военной и миротворческой платформы», - заметил он.
«НАТО создало тысячи партнерств по всему миру - от защиты нефтепроводов до финансирования мирных научных исследований, от разрешения ситуаций с гуманитарными катастрофами до внедрения военных технологий в обычную жизнь людей, которые пользуются спутниками для передачи информации по всему миру и для развития собственного бизнеса. Казахстан ни в коей мере не будет изменять своей многовекторной политике и своему политическому суверенитету. Мы не хотим никому доказывать свою любовь или предпочтения, ненависть или зависть, сохраняя независимую дистанцию от всех политических игроков на постсоветском пространстве. В этом основа уникальности нашей позиции - она направлена лишь на взаимовыгодное сотрудничество. Все испытания и все угрозы, выпадающие на нашу страну, могут и должны быть преодолены через такое сотрудничество. Это дело России участвовать или не участвовать в этих учениях. Мы же не противопоставляем себя никому. В этом залог нашей целостности и геополитической неуязвимости», - подчеркнул Валихан Тулешов.
Аскар Муминов