CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Госдеп вооружит Центральную Азию и проследит за выборами

14 февраля 2015

Гавное к чему стремятся народы ЦА это сохранение стабильности и территориальной целостности своих стран, убежден заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Даниэль Розенблюм. Об этом он сообщил в ходе телемоста с журналистами из стран Центральной Азии. При этом он заметил, что в США мир в центральноазиатском регионе рассматривают как важнейший фактор общемировой стабильности и поэтому Штаты не намерены сворачивать свое присутствие в регионе.

За стабильность!

Помощник госсекретаря США Дэниел Розенблюм заметил, что смог побывать во всех пяти республиках Центральной Азии. Он сказал, что во всех странах региона и властные структуры и простые граждане послали ему четкий сигнал, что они хотят стабильности и предсказуемости. Второе опасение, которое есть в регионе - это судьба Афганистана, после окончательного ухода США из этой страны. Есть опасения по поводу трансформации украинского сценария на некоторые республики Центральной Азии. «Страны региона хотят более глубоких и широких отношений с США. Они хотят отношений во многих сферах и их расширения во многих отношениях. Это включает в себя отношения в сфере безопасности, экономики, сотрудничество посредством торговли, а также то, что я называю народной дипломатией людей. Америка не хочет, чтобы страны ЦА стали прибежищем для террористических групп. Мы хотим расширить наши отношения в области безопасности так, чтобы мы могли совместно противостоять нашим общим угрозам - терроризм, перевозка наркотиков. Мы также обсуждали появления Исламского государства. Мы всеми возможными средствами будет поддерживать независимость стран ЦА и их территориальную целостность. Мы будем делать это на взаимовыгодных условиях. Это не будет эксклюзивными отношениями. Хочу подчеркнуть последнюю мысль - мы не требуем эксклюзивности, мы не требуем, чтобы страны ЦА имели отношения только с нами и ни с кем другим», - сказал г-н Розенблюм.

Вооружим перед выборами

Он также сообщил, что весной США и Кыргызстан проведут двусторонние консультации по развитию отношений и определению общих точек соприкосновения, после ухода Штатов с базы Манас. Представитель Госдепа отметил, что Кыргызстан из всех республик ЦА достиг наибольших успехов в регионе в области продвижения демократии и прав человека Также он прокомментировал информацию о передаче со стороны США Узбекистану 308 бронемашин с противоминной защитой и 20 единиц бронированных ремонтно-эвакуационных транспортных средств в рамках программы «Передача излишков вооружений» «Они предназначены для защиты персонала, экипажей и пассажиров в регионах, где могут быть взрывные устройства, мины и так далее. Таджикистан и Казахстан проявили интерес к военной помощи США», - сообщил он. Также представитель Госдепа коснулся выборов президента Узбекистана, которые пройдут 29 марта 2015 года. «ОБСЕ будет следить за выборами в Узбекистане. Мы будем ожидать реакции этой организации, которая будет мониторить ситуацию до и после выборов. Наша позиция не будет отличаться от позиции ОБСЕ», - отметил он.

Для демократии предпосылок нет

Координатор проектов по внешней политике ИМЭП Аскар Нурша считает, что заявления представителя американского Госдепа относительно ситуации в Центральной Азии показывают, что Центральная Азия продолжает оставаться в фокусе интересов США, но в настоящее время их основное внимание переключено на АТР в целом, а также на Ближний и Средний Восток. На фоне этих процессов за последние годы администрация Барака Обамы заметно смягчила правозащитную составляющую своей внешнеполитической стратегии в отношении Центральной Азии. Отчасти этому способствовало признание Вашингтоном отсутствия на нынешний момент серьезных предпосылок для углубления либерально-демократических реформ в странах региона. С другой стороны, в регионе был болезненно воспринят реализованный при Джордже Буше-младшем жесткий курс на усиление геополитической конфронтации с Россией, Китаем и Ираном. В-третьих, Вашингтону сегодня приходится учитывать развитие в регионе процессов евразийской интеграции и расширение экономического присутствия Китая. Продолжение прежней линии демократическая администрация рассматривает контрпродуктивной для интересов США. «Основные подходы США в отношении стран Центральной Азии в течение нескольких последних месяцев не претерпели существенного изменения. В то же время, в геополитическом окружении Центральной Азии происходят важные события, которые оказывают влияние на регион и требуют от США более четче сформулировать свою позицию. Это украинский кризис, смена власти в Афганистане и сокращение американского присутствия в этой стране, а также рост террористической активности на Ближнем Востоке, связанный с ИГИЛ», - заметил он.

Иллюзий нет

А вот политолог Максим Крамаренко не видит ничего хорошего в пристальном внимании США к Центральной Азии. Он считает, что заявление американских официальных лиц о желании принять участие в судьбе того или иного региона воспринимается сейчас как «непрямая угроза». Опыт последних 60-70 лет показывает, к каким итогам приводит такое вмешательство США. «Начиная с Кореи и Вьетнама, и заканчивая Ливией, Сирией и Украиной, везде, куда бы ни пытался влезть Вашингтон - кровь и тысячи смертей; а в случае «удачного» вмешательства - установление «марионеточного» режима, которого перед мировой общественностью позиционируют как демократически избранного. Поэтому, если еще 20 лет назад у людей, живших за «железным занавесом» от развитого Запада, была вера в то, что демократия американского образца способна изменить их жизнь к лучшему, то теперь, я думаю, что не только у граждан стран Центральной Азии на первом месте стоит стабильность», - сказал он. Однако бывший дипломат Казбек Бейсебаев считает, что как раз наоборот Америка стремится добиться демократических преобразований в регионе через его стабильное развитие и экономические реформы. Он считает, что заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии выразил официальную позицию и сохранение стабильности в регионе ЦА в интересах США. Но эта стабильность в равной степени в интересах Китая и России, а их позиции США не может игнорировать.

Изменить судьбу региона

Крамаренко считает, что нужно разобраться о какой стабильности мечтают люди: это, скорее всего, отсутствие экономических потрясений, наличие постоянного места работы, с достойной зарплатой, возможность получения бесплатно медицинских и образовательных услуг. Такое понимание стабильности не способно выступить тормозом для дальнейшего развития институтов гражданского общества, наоборот, при ее наличии в государствах ЦА закончится формирование суверенного народоправства, защищенного от внешних воздействий, сказал он. Отсутствие стабильности, наличие социальных «перекосов», бедность народа - все это факторы, позволяющие влиять извне на внутриполитическую ситуацию в любом государстве, используя как раз демократические механизмы, заметил г-н Крамаренко. «Можно предположить, что между Россией и США существует некая договоренность, чтобы в регионе было спокойно. Сейчас для США стабильность в ЦА приоритнее, чем развитие гражданских и политических институтов. В принципе, Штаты так поступали в зависимости от своих долгосрочных интересов часто. Если надо за развитие гражданских институтов, если надо за стабильность. По сравнению с Украиной, там два внешних игрока: Запад и Россия. В ЦА уже будет США, Россия и Китай. И этот фактор нельзя не учитывать», - заключил Казбек Бейсебаев.

Кто такой Даниэль Розенблюм?

Даниэль Розенблюм - выпускник Йельского университета, историк, магистр советологии и международной экономики. Должность заместителя помощника Госсекретаря по Центральной Азии Бюро по делам Южной и Центральной Азии Госдепартамента США занял в июле 2014 года. Отвечает за вопросы политики и дипломатических отношений США с республиками Центральной Азии. Ранее, с 2008 по 2014 годы, занимал пост координатора помощи США странам Европы, Евразии и Центральной Азии.

inozpress.kg

Предыдущая статьяКазахстан ускоряет дедолларизацию своей экономики
Следующая статьяКриво-верные? Рахмон сменил все руководство религиозных структур при правительстве