Широко разрекламированный разворот российских газовых труб в сторону Турции, и закупорка транзита через Украину (сколько бы там, и кого с кем не продолжались военные действия) стали довольно серьезным энергетическим вызовом для стран Каспия. Поскольку для всей прикаспийской четверки (без России) экспорт энергоресурсов (пусть и на разные рынки) - суть нормального функционирования государства, договоренности между Москвой и Анкарой по газу будут гарантировано иметь далеко идущие последствия.
Наиболее интересные сюжеты дальнейшего развития энергетических поставок нефти и газа на европейские рынки складываются для Азербайджана и Туркменистана. Ирану тоже теперь придется вносить в свои энергетические планы существенные «турецкие коррективы». А Казахстан (хотя газа своего на экспорт у него нет, да и торговать имеющимися энергоресурсами проще географически все-таки с Китаем, чем с Европой) теперь будет вынужден рассматривать для своей торговли энергоносителями в качестве транзита не только Россию, но и Турцию.
Напомню, что отношения России и Турции за последние полгода претерпели довольно существенные изменения. Однако здесь стоило бы отделять красивые слова высокопоставленных лиц, хорошо срежиссированные визиты, а также политические декларации Анкары и Москвы от что называется, «реалий на местности» - то есть того, что делается двумя странами во взаимных связях по сути. И что потенциально от всего этого «газового российско-турецкого братания» в конечном итоге может получиться.
Так, Турция не стала участвовать в позорном спектакле с антироссийскими санкциями (Европа уже потеряла от них 21 млрд. долларов, потеряет до конца года еще 50 - и это по самым скромным подсчетам, зато Турция в это же время увеличила с Россией товарооборот на 120 процентов, и до конца года цифра эта может возрасти еще вдвое), заявила о желании перейти во взаиморасчетах с Москвой на национальные валюты (подчеркиваю - заявила, но пока никто и никуда переходить не стал). Плюс Анкара посчитала выгодным присоединиться к зоне свободной торговли не с ЕС, а с Евразийским Союзом.
Со своей стороны Россия пообещала активнее подключить турков к работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также превратить Турцию в главный перевалочный центр по экспорту российского природного газа на европейские рынки (если ЕС вообще его будет покупать дальше, потому как политика в этом вопросе - да еще когда Брюссель не смеет пальцем пошевелить без одобрения из Вашингтона, скорее всего, «газовую экономику» в полный рост изнасилует).
И все же: насколько так называемый «Турецкий поток», то есть российский газ, который намечено перенаправить с Украины на Турцию, сможет перекрыть «газовый кислород» поставкам с Каспия - и прежде всего также капитально разрекламированному проекту ТАНАП по доставке азербайджанского газа с берегов Каспия все тем же европейским потребителям?
Турецкое правительство уже неоднократно давало понять, что чем больше разных газопроводов и всего остального энергетического пройдет через ее территорию, тем больше шансов будет у Анкары «качать свои права» всем в регионе - и России, и странам ЕС, и всем тем, кто хотел бы на Кавказе и в Причерноморье укрепить свои как политические, так и экономические позиции.
По словам турецкого премьера Давутоглу, Анкара будет одновременно продвигать и азербайджанский проект, и российский. А заодно внимательно посматривать за интересами Туркменистана, который все-таки каким-то образом сможет найти желающих профинансировать прокладку трубы под Каспием, и попытаться вывести туркменский газ давно мечтающим о нем европейцам. Но тут вот какая загвоздка получается. Если проекту ТАНАП турки не только дали «командирскую отмашку», и сооружение всей инфраструктуры проекта идет полным ходом, то России пока никто из Анкары насчет «Турецкого потока» «финального кивка» не отвесил.
Не случайно в этой связи, что и Болгария вновь и вновь пытается заигрывать с Москвой, чтобы там все-таки в очередной раз «серьезно передумали», и не стали полностью хоронить так называемый «Южный поток» (хотя Болгарию в этом деле никто спрашивать не будет, решение принято не закупать российский газ даже не в Брюсселе, а куда западнее). И Сербия с Венгрией постоянно дают понять, что они готовы хоть завтра все, что касается «Южного потока» не просто возобновить, но и активнейшим образом в этом деле поучаствовать.
Важна здесь и позиция ЕС, который все время подчеркивает, что для него главный газовый поток с Каспия - это азербайджанская труба в Турцию. Если удастся как-то раскочегарить гражданина Бердымухамедова (а главное - найти под такую раскачку несколько миллиардов евро), то можно и транскаспийскую трубу попытаться проложить (хотя ни Россия, ни Иран подобному проекту ходу не дадут при любых обстоятельствах).
Хотя Азербайджан и не сможет полностью покрыть даже турецкие потребности в природном газе (не говоря уже о европейских запросах), Анкара хочет прокладывать любые газопроводы через свою территорию в сторону стран ЕС инструментом прямого политического давления на Брюссель в деле возможного (не важно, в какие сроки - главное, чтобы решить вопрос в принципе) вступления Турции в Европейский Союз.
По-прежнему крайне противоречивы оценки самой финансовой рентабельности «Турецкого потока», и прокладываемого параллельно ему газопровода с Каспия из Азербайджана. В ЕС убеждены, что российский план перекачки своего газа от Украины на Турцию - чистой воды «политический популизм». Дескать, этого газа будет слишком много что для клиентов в самой Турции, что в Южной Европе. И соответственно Москва только будет терять миллиарды сначала на прокладке самого газопровода в Турцию, а потом на попытках найти под поставленный газ надежных и кредитоспособных покупателей.
По другим оценкам Европа уже через 3-4 года «запоет Лазаря» из-за нехватки природного газа, и заменить российские поставки здесь смогут либо резко наращиваемые поставки из Азербайджана, либо «уламывание» Ашхабада пойти на любые варианты, только чтобы проложить злополучную трубу под Каспием, и начать качать туркменский газ европейским потребителям (хотя непонятно зачем- ведь его итак в старушке-Европе при российском и азербайджанском потоках будет завались).
Больше всего пока Европу волнует возможность нахождения «общего языка» в треугольнике Москва-Анкара-Баку. У каждой стороны, понятное дело, к такой геометрической фигуре будут свои подходы. А ее стабильность и прочность будут обеспечиваться каждой стороной в своих собственных интересах (как политических, так и экономических). При этом, что показательно, ЕС попытается как-то повлиять на Москву в энергетических делах с помощью «украинской заварухи». Зато Баку по-своему «давит» на ЕС в деле возвращения под свою юрисдикцию Нагорного Карабаха.
В этой связи не совсем понятно, какой смысл вообще чего-то ждать по таким вопросам, как Украина, Карабах и «турецкий поток», поскольку Брюссель не в состоянии ни в одном из этих конфликтных моментов взять на себя инициативу, и что-то самостоятельно решать («отмашки» на такое поведение из США не было). А без нее президенты-премьеры европейских стран будут сидеть тихо, и особо не высовываться. Зато у Турции появилось сразу несколько козырей, и часть из них как раз связана с каспийскими интересами Анкары.
Так, проект ТАНАП для турков - не только доступ к газовым поставкам из Азербайджана, но и выход на энергетические возможности Ирана и Туркменистана. Там, правда, придется много над чем поработать, но и для Ашхабада, и Тегерана теперь именно Анкара - тот самый ключевой партнер по переговорам, с которыми надо иметь дело, а не кланяться европейским чиновникам третьей руки, и упрашивать их обратить на Каспийский бассейн более пристальное внимание.
Не будем забывать и о чисто меркантильном интересе турецкой стороны во всей этой региональной газовой комбинации. Одной из главных задач здесь для Анкары будет желание добиться максимально выгодной цены за покупаемый и у Москвы, и Баку природный газ. Скидки, которые получают турки от азербайджанской стороны, весьма существенны, и позволяют турецкому правительству решать немало внутренних энергетических проблем. Российские скидки (пока только возможные) очень жестко обеими сторонами нынче обсуждаются. Россия готова предоставить такую скидку Турции в 6 процентов, а турки просят (а точнее - напрямую требуют) 15 процентов. Что, согласитесь, очень даже две большие разницы.
Правда, и у России в этом направлении пока не видно другого надежного пусть даже не союзника, но, скажем так, «временного партнера». Все страны ЕС находятся нынче «под колпаком» США, и с места не сдвинутся, чтобы проявить какую-то, даже элементарную политическую самостоятельность (да об этом уже никто и не задумывается). С «союзниками по СНГ» в западном направлении у России тоже никакого взаимопонимания не будет, и в этом первые лица российского руководства уже на собственном опыте убедились.
Остается именно Турция, но туда же кроме как с севера России идут газовые потоки с Каспия, туда же потенциально могут пойти трубопроводы из иракского Курдистана и Ирана. И опять-таки через турецкую территорию все это газовое добро будет именно турками распределяться по устраивающим Анкару ценам и выгодным для нее объемам.
Помимо всего прочего, совершенно очевидно, что никакой разумной экономикой и элементарными подсчетами доходов и расходов в деле что «турецкого потока», что ТАНАПа не пахнет. На первый план выходят и в том, и другом случае политические соображения. И хотя у каждой из сторон, участвующей в этих газовых схемах, есть свои интересы и свое видение дальнейшего развития всего региона Кавказа и Передней Азии, именно политические соображения и дальше будут определять всю конфигурацию заключаемых здесь что временных, что более или менее долгосрочных соглашений.
Здесь стоит учесть и то, что российский монополист «Газпром» отказался не только поставлять транзитом газ в Европу через Украину, но и вышел (опять-таки политика здесь - на первом месте) из целого ряда проектов по приобретению транспортной системы на территории Германии и Австрии. Что в свою очередь ясно дает понять: решение свернуть на данном этапе (а это - ближайшие несколько лет) газовое сотрудничество с Европой является для Москвы стратегическим, и турецкое направление поставок рассматривается в этом ракурсе как надежная (хотя кто, и какие кому на сегодня вообще в состоянии дать гарантии?) замена всему тому, что существовало на «старом континенте» каких-то пару лет назад.
И все эти «чудеса» политико-экономического насилия над целым континентом происходят при условиях, когда потребности в газе для стран ЕС только к концу нынешнего года вырастут как минимум на 35 процентов. Откуда такой газ брать (Азербайджан даже если все свои кладовые перекачает в Европу, все равно всех потребностей ЕС не удовлетворит), у кого его приобретать (ни Иран, ни Туркменистан пока доступа на европейские рынки не имеют, и неизвестно получат ли его вообще когда-нибудь). А значит остается по-любому только российский товар, от которого Брюссель всеми фибрами души пытается в ущерб самому же себе отказаться.
Попытаются в такой ситуации несколько активизироваться страны Южной части Европы, которым газ нужен позарез - что из России, что с Каспия от Азербайджана. Первые лица как минимум семи стран ЕС намерены посетить Баку, и попытаться найти какие-то альтернативные варианты получения азербайджанского газа, пока Россия будет налаживать поставки в Турцию и полностью «откалывать» от прошлого транзита Украину. Со своей стороны Баку не сможет сделать того, чего не сможет - полностью заменить Москву как крупнейшего поставщика природного газа на европейские рынки.
Тут, надо признать, появляется шанс для европейцев разыграть «азербайджанскую карту» против России, и свести Баку с Анкарой без учета российских интересов. Но этого уж вряд ли допустит Москва, тем более, что на личном уровне контакты что по оси Москва-Анкара, что Москва-Баку вполне «договариваемые». А это при полной заморозке каких-то вменяемых переговоров и взаимопонимания между Россией и руководством ЕС - плюс более чем существенный.
Многое здесь будет зависеть от позиции самой Турции. То, что «ново-Османский проект» лежит в основе вырабатываемого внешнего курса Т.Эрдоганом уже не подлежит сомнению. Другой вопрос, до какой степени самостоятельности Анкара может дойти, чтобы свои национальные интересы выгодно прокачивать без оглядки на «цивилизованный Запад» (которому она на данном этапе все-таки пока еще принадлежит - одно членство в НАТО чего стоит).
Ведь может так случиться, что Анкара в конечном итоге и каспийский газ к своим распределительным мощностям «прикрепит», и Россию будет ненавязчиво шантажировать насчет то газовых скидок, то объемов поставок (а к этому дело, скорее всего, на определенном этапе все равно придет). И это при условии, что пока «вне» большой газовой игры в регионе Передней Азии и подбрюшья Европы остаются Туркменистан и Иран. А ведь у них у каждого есть свои, и очень неслабые «газовые рычаги». Совладать с которыми Анкаре наряду с российскими и азербайджанскими газовыми поставками может оказаться попросту не по силам.
Автор Юрий Сигов (Вашингтон)