CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caspiania.org

Устранение Мохаммада Хатами с политической арены

2 марта 2015

Несколько дней назад пресс-секретарь Судебной власти ИРИ Мохсени Эжеи заявил, что средства массовой информации не имеют права публиковать фотографии либо выступления бывшего президента Ирана Мохаммада Хатами. Мохсени Эжеи также сообщил о конфликте с некоторыми СМИ. Данная новость вызвала большой резонанс в прессе и социальных сетях. Ряд аналитиков и журналистов прокомментировали эту тему для агентства ВВС.

Устранение Хатами - воля Верховного лидера: Араш Бахмани

«Устранение Хатами - это усилия правительства Ирана по очистке политической арены от лиц, групп или фракций, которые могут стать причиной «головной боли» в будущем. Подобные политические чистки неоднократно происходили в Исламской Республике в довольно грубых формах. Секулярные силы, национальный фронт, национально-религиозные издания и т.д. под различными предлогами исчезали с политической арены, а на их месте появлялись проправительственные, чьи названия, по крайней мере, были очень схожи с предшествующими.

Мохаммад Хатами больше чем имя или политическая фигура, он символ целого политического движения. Движение, которое сформировалось вокруг него и характеризуется своими разногласиями с аятоллой Хаменеи с первого десятилетия формирования Исламской Республики и выбранной им политики в период его лидерства.

Учитывая тонкость вопроса предстоящих парламентских выборов, а также выборов Совета экспертов аятоллы Хаменеи и его ближайших соратников, нельзя допустить, чтобы Хатами и движение под его покровительством играли важную роль в политических процессах. Проблема выборов стала особенно чувствительной после президентских выборов 2013 года, когда Хатами выказал свою поддержку Хасану Роухани, убедив Мохаммада Резу Арефа снять свою кандидатуру и призвав своих сторонников проголосовать за нынешнего президента ИРИ. Это стало одним из главных факторов победы Роухани на президентских выборах. Опасение повторения такого влияния Хатами и стало причиной его устранения с политической арены.

Следует отметить, что даже минимальная изоляция Хатами происходит под контролем Верховного лидера. Как заявляют представители Судебной власти и депутаты Меджлиса, постановление о запрете было выдано Верховным советом национальной безопасности, однако резолюции Совета также реализуются только по указанию Верховного лидера».

Новый этап для столкновения с результатами ядерных переговоров: Али Асгар Рамзанпур

«Запрет публичной деятельности Хатами указывает на продолжительные меры правительства, направленные на подавление протестов, возникших после спорных выборов 2009 года. Власти Ирана не могли просто арестовать Хатами, поэтому первым делом был введен запрет на его выезд из страны, а затем были перекрыты пути связи с его сторонниками и со связанными с ним средствами массовой информации. «Информационная блокада» Хатами - это усилие изолировать его медиа-кампанию в преддверии предстоящих парламентских выборов. Кроме того, сторонники жесткой линии, близкие к Верховному лидеру, путем устранения Хатами стремятся избежать его участия в организации выборов реформистского движения и умеренных реформистов, которые находятся под покровительством правительства Роухани.

Верховная власть Ирана предпринимает все шаги, чтоб связать руки и ноги правительству Роухани и не дать выполнить свои предвыборные обещания. Согласно новому порядку деятельности СМИ, вместо закрытия изданий после их неугодной деятельности, теперь заранее устанавливаются запреты на определенные темы.

Подобное развитие является новым этапом ограничения политической сферы Ирана, которое подготавливает политические круги к любому исходу текущих ядерных переговоров.

Провал политики устранения: Реза Хакикат Нежад

«Устранения осуществлялись еще в годы Революции 1979-го - физические, политические, судебные, убийства, насилие, накладывались фетвы. После выборов 2009-го года было объявлено «общественное устранение». Возникает простой вопрос: «Почему лидеры протестов не были осуждены?». Новый ответ таков: «Цель Верховной власти в том, чтобы было «народное правосудие». Общественное осуждение ведет к «общественному устранению», цель государственного строя состоит в том, чтоб сделать их «невидимыми и неслышными» для общества.

Для реализации данной политики было организовано специальное движение с собственными СМИ, и даже вышел ряд публикаций, свидетельствующий о его положительном результате: из трех миллионов участников протестов 2009 года 90 % вернулись «на праведный путь».

На сегодняшний день обращение Судебной власти к Верховному совету национальной безопасности для постановления о запрете на освещение политической деятельности в СМИ свидетельствует о важности данного решения. Однако оно является нарушением гражданских прав и свобод человека, а также свободы прессы. Активные действия граждан и массовые недовольства свидетельствуют о провале данной политики.

Реакция общественности является новым шагом политического и гражданского общества, а также умелым использованием механизмов против осуществляемого правительством политики устранения. Кампания по восстановлению права на публичную деятельность Хатами стала следствием понимания и созревания иранского общества».

Предотвращение присутствия реформистов в Меджлисе: Саги Лагаи

«Особая персона» - наиболее подходящее определение, которое можно использовать по отношению к Хатами. Первое, на что хочу обратить внимание это то, что Мохсени Эжеи, объявляя о запрете прессе публиковать фотографии и заявления Хатами, ссылался на постановление Высшего совета национальной безопасности, председателем которого является президент Ирана Хасан Роухани, чьи избиратели, отдавая за него свой голос, надеялись на его готовность освободить из заключения лидеров «зеленого движения» Мир Хусейна Мусави, Мехди Карруби и Захру Рахнавард.

Прежде чем проанализировать кампанию в защиту Мохаммада Хатами, следует вспомнить о роли, которую он сыграл за последние годы в Иране. Часть аналитиков придерживается теории «предохранительного клапана системы», однако очевидно, что глава верховной власти больше, чем кто-либо опасается его. Это не значит, что Хатами - глава оппозиции. Он является частью Исламской Республики и полностью привержен ней. Также как Мир Хусейн Мусави Хатами постоянно говорит о «золотой эре имама», также верит в Исламскую Республику, однако, похоже, что изменения изнутри дело сложное и вызывает массу страхов.

В последние годы политика толерантности Хатами подвергается жесткой критике даже со стороны реформистских кругов. Он уже на протяжении долгого времени не выступает, не стоит за трибуной, он невыездной, и на самом деле, был под домашним арестом. Однако такое ощущение, что он говорит даже в тишине, и власти настолько опасаются конфликтов с ним, что даже в условиях его молчания все равно объявляют его «особой персоной».

Впереди парламентские выборы, и, учитывая высокую степень коррупции в стране, вероятность проигрыша крайних фундаменталистов довольна велика. Сторонники авторитарной власти подобным образом стремятся предотвратить присутствие реформистов в Меджлисе».

Перевод Иден Евстратовой

caspiania.org

Предыдущая статьяСНГ рассыпается как карточный домик
Следующая статьяВыборы в Таджикистане: в ожидании результатов