CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Кыргызстан: Глава Нацбанка анализирует влияние на страну экономического спада в России

6 марта 2015

Негативные последствия экономического спада в России заставляют Кыргызстан тратить свои ограниченные резервы на борьбу с биржевыми спекулянтами и ослабление давления на национальную валюту, сообщил в разговоре с EurasiaNet.org председатель Национального банка КР Толкунбек Абдыгулов. Он пытается воспользоваться кризисом для введения более жестких правил в недостаточно регулируемом финансовом секторе Кыргызстана.

Абдыгулов велел банкам увеличить сомовую капитализацию. Он также хотел бы добиться закрытия тысяч плохо регулируемых пунктов обмена валют, которые, по его словам, поддерживают теневую экономику и сеют панику путем спекуляций на курсе сома.

Кыргызстан крайне зависим от денежных переводов от работающих в России трудовых мигрантов, общая сумма которых, по данным Всемирного банка, эквивалентна 32% ВВП республики. По словам Абдыгулова, объем денежных переводов в долларовом исчислении сократился в прошлом году на 5,1%. Почти 97% денежных переводов производится из России. Сокращение переводов стало одной из причин падения курса сома на 19,7% по отношению к доллару в 2014 году. Рубль потерял почти 50% стоимости.

Абдыгулов объяснил, что неустойчивость курса сома - особенно в декабре, когда курс рубля упал до рекордного уровня - «была вызвана паникой».

По его мнению, всему виной именно паника, т.к. на тот момент в банках не наблюдалось какого-либо необычного спроса на доллары. «Наши отделения по обмену валют начали пользоваться этой возможностью для спекуляций на колебаниях курса кыргызской валюты для получения прибыли», - сказал он.

Неустойчивость курса рубля заставила Нацбанк потратить $500 млн в прошлом году и $106 млн за первые шесть недель текущего года на стабилизацию сома. Но Абдыгулов подчеркнул, что банк также покупал доллары. Общая сумма резервов сократилась с января по декабрь 2014 года на $340 млн с $2,21 млрд до $1,87 млрд.

Интервенции Нацбанка призваны «смягчить удар» от падения рубля, сказал он. «Мы хотим избежать [:] паники на финансовом рынке. Но мы никогда не фиксируем сом», - добавил Абдыгулов.

В январе Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что, по его расчетам, экономика Кыргызстана вырастет в текущем году всего на 1,7% по сравнению с 3,6% в 2014 году и 10,9% годом ранее. «По причине углубляющегося экономического кризиса в России ожидается сокращение денежных переводов, торговли и внутреннего спроса», - говорилось в сообщении МВФ.

Падение курса сома разгоняет инфляцию. «Инфляция в этой стране - это, в основном, импортная инфляция, т.к. мы не являемся крупным производителем. У нас большой торговый дефицит. Если цены на основные импортные товары растут, то вместе с ними импортируется и инфляция», - объяснил Абдыгулов. По его прогнозу, инфляция в 2015 году составит 11%, что почти вдвое превышает поставленный банком в качестве цели уровень.

В ответ на падение курса сома кое-кто начал призывать провести дедолларизацию кыргызской экономики. По словам Абдыгулова, решение двигаться в этом направлении должно принимать не правительство. Невозможно добиться дедолларизации «при помощи одностороннего решения правительства и центрального банка. Решение должно также приниматься и бизнесом. Готовы ли предприниматели в Кыргызстане и Китае начать торговать в юанях и сомах?» - спросил он, добавив, что сомневается в этом, т.к. считается, что хранить деньги в долларах надежнее.

«Люди в Кыргызстане копят двумя способами. Во-первых, они покупают квартиры, т.к. им нечего больше купить, вследствие чего наш строительный сектор переживает бум, - отметил Абдыгулов. - Во-вторых, они копят доллары. Но кыргызский сом является национальной валютой, а значит все транзакции осуществляются в сомах, и поэтому людям также нужно иметь в кармане сомы».

Абдыгулов хотел бы добиться закрытия тысяч неформальных обменных пунктов по всей стране. Данный шаг, по его словам, усилил бы банковский сектор и вывел бы значительный сегмент экономики из тени. По оценкам чиновников, объем теневой экономики эквивалентен 40% ВВП Кыргызстана. Люди готовы покупать доллары по более низкому курсу в этих обменных пунктах, чтобы «скрыть» эти транзакции, сказал он, добавив, что подготовил законопроект для рассмотрения правительством.

Между тем, Нацбанк в прошлом году начал переходить к инфляционному таргетированию, чтобы стабилизировать процентные ставки и предложить более приемлемые кредитные условия на рынке коммерческих ссуд. Абдыгулов надеется, что объединение ставок укрепит, в среднесрочной перспективе, способность банка поддерживать инфляцию на уровне 5-7%. 24 февраля Нацбанк объявил, что оставит размер учетной ставки без изменений на уровне 11%.

Представители коммерческих банков в Кыргызстане часто сетуют, что не могут выдавать ссуды в сомах по причине низкой ликвидности. Абдыгулов настаивает, что в обороте находится более чем достаточное количество сомов, но банки не прилагают достаточных усилий для привлечения вкладов. Одним из предположений является то, что банки держат слишком большую часть своего капитала в долларах. По данным Центробанка, собранным в декабре 2014 года, 68% сомов крутится вне банковской системы.

«Нет оснований утверждать, что имеется недостаток сомовой ликвидности. Проблема в том, что сомы циркулируют не в официальном секторе, они находятся вне банковской системы», - сказал Абдыгулов. Он ввел новые правила, в соответствии с которыми минимальный размер уставного капитала банков будет к 2017 году увеличен до 600 млн сомов ($10 млн) с нынешних 150 млн.

Данная мера должна повысить привлекательность сома, считает председатель Нацбанка. На данный момент, по данным Нацбанка, 43% депозитов хранятся в сомах, а 57% - в долларах. Исторически, в среднем около 50% вкладов хранились в сомах.

Низкий уровень финансовой грамотности является одной из причин того, что многие предпочитают брать ссуды в долларах, которые людям, зарабатывающим в сомах, потом сложнее погашать. «Когда люди смотрят на процентные ставки по ипотечным кредитам и видят, что ставки по долларовым займам ниже [чем по сомовым], они думают, что будут платить меньше», - отметил Абдыгулов, добавив, что постарается добиться запрета на выдачу долларовых ссуд тем, что не зарабатывает в долларах.

Дэвид Триллинг является центральноазиатским редактором EurasiaNet.

inozpress.kg

Предыдущая статьяКак накажет Россию ее «подбрюшье»: Узбекистан взял курс на Америку
Следующая статьяТуркменистан призывает военных резервистов