На днях в Баку состоялся международный круглый стол на тему: "Межрелигиозный диалог на Южном Кавказе: фактор стабильного развития Южного Кавказа", организатором которого выступило представительство политологического центра "Север-Юг".
В рамках мероприятия echo.az удалось взять эксклюзивное интервью у кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Центра этнополитических исследований ИЭА РАН Ахмета Ярлыкапова.
- Насколько велика угроза от "ИГ" странам Южного Кавказа?
- Я думаю, что страны Южного Кавказа угрозу от "Исламского государства" должны воспринимать очень серьезно. В качестве примера хотелось бы отметить, что из одного только Дагестана в ряды "ИГ" ушли как минимум тысяча человек.
Из РФ до 7 тысяч граждан, из Азербайджана тоже сотни человек служат за "ИГ". Да и в целом, в состав "ИГИЛ" входят граждане всех стран Южного Кавказа. А ведь эти люди могут вернуться, уже переняв методы террористической деятельности, и начать применять их в своем государстве.
Поэтому эту опасность надо воспринимать очень серьезно. Что касается Азербайджана, то "ИГИЛ" несет вашей стране прямую угрозу, поскольку страна интегрирована в Ближневосточный регион, в котором задействованы террористические организации.
Ко всему прочему, к сожалению, Азербайджан в будущей перспективе воспринимается "ИГ", как одна из основных территорий своих действий. Одним словом, Азербайджану уделяется особое внимание со стороны "Исламского государства", а это говорит о больших планах этой организации в отношении вашей страны.
- Кому выгодно наличие этой террористической организации?
- Говоря о таких сложных явлениях, как "ИГИЛ", сложно судить, какие конкретно силы стоят за данной террористической организацией.
Появлению "Исламского государства" способствовали события 2003 года, когда деятельность США посредством операции привела к тому, что сунниты оказались вне поля политической деятельности.
Это привело к тому, что именно недовольные сунниты стали основной силой "ИГ". Данная террористическая организация сегодня фактически становится самостоятельным игроком, который находится вне влияния каких-либо сил, которые хотели бы ею воспользоваться.
- Какие на сегодняшний день существуют эффективные механизмы по противодействию терроризма и экстремизма в нашем регионе?
- В первую очередь, важно наладить сотрудничество силовых структур всех стран региона. Этот метод очень хорошо себя показал во время олимпиады в Сочи, когда "силовики" наших стран очень тесно взаимодействовали друг с другом.
Тем самым Олимпиада в Сочи прошла без каких-либо серьезных терактов. Также очень важно вести полный контроль лиц, которые перемещаются на территорию Ближнего Востока и из нее.
Следующий метод, который пытаются использовать, например, республики Северного Кавказа, - это работа с родственниками тех, кто уехал воевать в ряды "ИГИЛ".
Она дает определенный результат, так как через родственников удается воздействовать на людей, которые уехали воевать за "ИГ". С одной стороны, можно договориться, чтобы они не возвращались, с другой - попробовать переубедить.
Также должна быть задействована контрпропаганда. Дело в том, что пропаганда "ИГИЛ" является большой проблемой. Именно на нее откликается молодежь и уезжает воевать в их рядах.
- Каким образом идет процесс вербовки населения со стороны "ИГ"?
- Методы вербовки самые разные. В основном людям предлагают большие деньги, а это, в частности, для молодежи очень важно.
Стоит заметить, что доход "ИГИЛ" в день составляет до 3 миллионов долларов. Источники их финансирования самостоятельны.
"Игиловцы" в основном захватывают те районы, где есть нефть. Поскольку потом у них появляется возможность продавать ее по бросовым ценам. Также им удалось захватить ряд банков на территории захваченных государств, а, соответственно, у них есть золотовалютные запасы.
Плюс ко всему, они торгуют людьми, а это тоже является очень большим источником дохода. Полученные деньги позволяют террористам выстраивать свою структуру, а также выплачивать содержание тем людям, которых они завлекают, в том числе и с Запада.
Также не стоит забывать, что для молодежи очень важно понятие социальной справедливости. Вербуя молодежь, "игиловцы" обещают именно ее. Вообще понятие справедливости очень широко задействовано в их пропаганде.
Террористы очень сильно заинтересованы, чтобы люди переселялись на их территорию в поисках денег, вторых половинок и справедливости.
- А как же страх? Ведь вокруг столько публикаций о жестокости "игиловцев", показательные казни...
- Дело в том, что "игиловцы" в своей пропаганде оправдывают свою жестокость, заявляя, что убивают кафиров, предателей, недостойных и т.д.
А если человек откликается на их пропаганду, то он автоматически уже принимает их оправдания. Поэтому и есть необходимость в контрпропаганде.
- Какой должна быть контрпропаганда?
- Важно выявлять и серьезно работать с протестными настроениями среди молодежи. Поскольку молодежь, не получая справедливости в своей стране, начинает искать ее в другом месте.
Очень важно показать молодежи, что переселение в ряды "ИГ" не решит проблемы внутри своей страны.
Необходимо предоставить молодежи социальную справедливость, показать, что власти готовы обсуждать проблемы и пути их решения с молодежью. Надо доказать молодежи, что в рядах "ИГИЛ" они не добьются этой справедливости.
- Какова, на ваш взгляд, следующая цель "игиловцев"?
- В территориальном плане они очень серьезно заинтересуются Кавказом в целом, так как это для них стратегически важный регион.
Сейчас они создают филиалы в Северной Африке, Пакистане, Афганистане и мне кажется, что наиболее логичным для них станет ориентир по направлению к Кавказу.
- И последний вопрос, можно ли Азербайджану ждать какие-либо террористические угрозы в преддверии Европейских игр?
- Да, они вполне возможны. Поэтому их необходимо иметь в виду и обязательно следует быть готовыми к ним. Угрозы со стороны "ИГИЛ" уже четко обозначены в отношении Азербайджана и других игроков нашего региона.
Поэтому хочу еще раз повторить, очень важно наладить сотрудничество силовых ведомств всех кавказских государств. Это - один из путей по уменьшению количества угроз со стороны этой террористической организации.
Отметим, что "Исламское государство Ирака и Леванта" - международная террористическая организация, действующая преимущественно на территории Сирии (частично контролируя её северо-восточные территории) и Ирака (частично контролируя территорию "суннитского треугольника").
"ИГ" было образовано в 2006 году в Ираке путем слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок во главе с местным подразделением "Аль-Каиды".
Численность боевиков "ИГИЛ" достигает несколько десятков тысяч человек, имеется тяжелое вооружение.
Группировка ведет активную экстремистскую деятельность и ответственна за множество терактов против американских и натовских сил на территории Ирака, иракских военных, а также против гражданских лиц и объектов.
От рук боевиков уже погибли тысячи "иноверцев" - шиитов, христиан, езидов, а тысячи людей были вынуждены бежать из захватываемых экстремистами районов, многие женщины и дети стали пленниками и содержатся в концентрационных лагерях террористов.
Организация неоднократно подвергалась критике со стороны международных правозащитных организаций за многочисленные военные преступления и преступления против человечества.
Джамиля Алекперова