Премьер-министр Кыргызстана прекратил продолжавшиеся два года попытки республики изменить условия действующего соглашения по эксплуатации крупнейшего золотого рудника страны, заявив, что учреждение совместного предприятия больше не отвечает интересам страны. Несмотря на практически постоянно звучащие со стороны депутатов парламента хвастливые заявления и обещания национализировать «Кумтор», сделанное премьером объявление, судя по всему, застало их врасплох.
Объем иностранных инвестиций в экономику Кыргызстана обвалился на фоне перетягивания каната между правительством республики и базирующейся в Торонто компанией Centerra Gold по поводу «Кумтора», обеспечивающего до 12% ВВП Кыргызстана и около 40% доходов от экспорта. По действующему соглашению, подписанному в 2009 году, рудник находится в собственности Centerra Gold, а Кыргызстан владеет третью Centerra Gold. В феврале 2013 года парламент проголосовал за пересмотр соглашения, утверждая, что оно было подписано коррумпированным прежним лидером страны и не соответствует интересам республики.
Правительство оказалось в сложной ситуации, пытаясь угодить буйному парламенту, но, в то же время, не отступая от той позиции, что национализация «Кумтора» может привести к катастрофе. В декабре 2013 года правительство и Centerra Gold объявили о достижении рамочного соглашения, в соответствии с котором предполагалась передача компанией Centerra Gold Кыргызстану 50% рудника в обмен на отказ республики от своих акций компании, а вместе с ними и от прав на менее масштабные проекты Centerra Gold в Монголии, Турции и Канаде.
Переговоры тянулись на протяжении 2014 и начала 2015 гг. на фоне неоднократных угроз со стороны отдельных парламентариев национализировать «Кумтор», что было бы рискованным шагом, т.к. Кыргызстан не располагает необходимыми ноу-хау для самостоятельного продолжения ведущейся открытым способом разработки месторождения, расположенного на высоте 4 км над уровнем моря. Более того, по опасениям высокопоставленных представителей бизнеса в Бишкеке, подобный шаг полностью подорвал бы остатки доверия к республике со стороны инвесторов, число которых и без того сильно поредело.
Когда премьер-министр Джоомарт Оторбаев заявил в парламенте 7 апреля, что раздел «Кумтора» 50/50 «не выгоден» Кыргызстану, он сослался на обнародованную Centerra Gold 9 февраля оценку запасов золота на месторождении. По данным компании, оценочные запасы «Кумтора» составляют не 8,5 млн, а 6,1 млн унций (в 2014 году на руднике была добыта 731 тыс унций). Учитывая, что на «Кумторе» оказалось меньше золота, чем предполагалось ранее, Оторбаев отметил в парламенте, а затем и на пресс-конференции 9 апреля, что Кыргызстану выгоднее сохранить акции Centerra Gold, а вместе с ними и паи в проектах компании в других странах.
Оторбаев также пригрозил уйти в отставку, если парламент продолжит настаивать на национализации.
В качестве альтернативы раздела месторождения 50/50 Оторбаев предложил расширить права кыргызского правительства в вопросе о назначении членов состоящего из 11 должностных лиц совета директоров компании, чтобы «увеличить влияние» на компанию (по действующему соглашению, Кыргызстан имеет право назначать трех членов совета). По его словам, Бишкеку необходимо объединить усилия с миноритарными акционерами с целью добиться назначения независимых международных экспертов, которые действовали бы в интересах Кыргызстана и миноритариев.
Но учитывая тот факт, что мало кто в Кыргызстане верит в честность чиновников и что с «Кумтором» были связаны многочисленные заявления о коррупции и загрязнении окружающей среды (которые Centerra Gold настойчиво отрицает), данное решение правительства создало почву для появления теорий заговора по поводу того, в чьих конкретных интересах оно принималось. В соответствии с отчетом Centerra Gold за 2014 год, членам совета директоров выплачивалась зарплата в размере $85 тыс в год, а также производились выплаты по акциям. Поэтому посты в совете директоров считаются хлебными местами, раздаваемыми только «своим людям».
Глава государственной компании «Кыргызалтын», которой принадлежат кыргызские акции Centerra Gold, не одобряет план премьер-министра. Он утверждает, что будет и дальше добиваться раздела «Кумтора» 50/50, добавляя, что сверх того будет также выступать и за расширение роли Бишкека в процессе назначения членов совета директоров.
«Мы продолжим переговоры [по разделу 50/50], но, в то же время, рассмотрим и вопрос о смене состава совета директоров. Как акционеры мы имеем на это право, но нам нужно гораздо больше времени», - сказал EurasiaNet.org и.о. председателя «Кыргызалтын» Кылычбек Шакиров, который также является членом совета директоров Centerra Gold. Он, однако, добавил, что «Кыргызалтын» не успеет подготовить предложение по новому составу совета директоров к намеченному на 8 мая съезду акционеров в Торонто.
«Шансы добиться раздела 50/50 гораздо больше шансов изменить состав совета директоров. «Кыргызалтын» принадлежит лишь 33% акций [Centerra Gold], не более того. У нас нет контрольного пакета», - отметил он.
В своем заявлении от 9 апреля Centerra Gold сообщила, что «продолжит честный и конструктивный диалог» с Бишкеком. Но, по словам высокопоставленных представителей компании, «нет гарантий, что продолжение обсуждений между кыргызским правительством и Centerra Gold приведет к достижению приемлемого для обеих сторон решения».
Уже прошлой осенью было понятно, что переговоры с Centerra Gold о разделе «Кумтора» 50/50 были обречены. По причине того, что принадлежащие Кыргызстану акции канадской компании являются самым дорогостоящим активом республики за рубежом, именно на них претендуют обманутые инвесторы, добивающиеся компенсации за якобы нанесенный им властями Кыргызстана ущерб. Канадские суды заморозили большую часть этих акций в рамках трех арбитражных исков, разрешения которых в ближайшее время, судя по всему, ожидать не стоит. Между тем Кыргызстан не может обменять свои акции на половину «Кумтора» пока не будут закрыты эти арбитражные дела.
Споры по поводу «Кумтора» продолжаются, а горнодобывающая отрасль Кыргызстана тем временем приходит в упадок. Национальный статистический комитет КР сообщил в феврале, что иностранные инвестиции в этой сфере сократились за первые три квартала 2014 года на 90,5% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
Дополнительным источником проблем для инвесторов являются назначенные на 1 ноября парламентские выборы. Работающий в Бишкеке высокопоставленный представитель одной западной горнодобывающей компании говорит, что не надеется ничего добиться в этом году по причине того, что чиновники-популисты будут стараться заработать очки перед выборами. «Если мы высунемся, нашими головами будут играть в политический футбол. Поэтому до выборов мы ничего не можем сделать. В год, на который намечены выборы, вся экономическая деятельность замирает», - заявил он в разговоре с EurasiaNet.org.
После объявления премьер-министра Оторбаева о намерении прекратить переговоры о формировании совместного предприятия с Centerra Gold парламент принял 9 апреля не обязательную к исполнению резолюцию, в которой работа правительства была признана «неудовлетворительной», и два дня обсуждал вопрос о национализации «Кумтора». Глава парламентской фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов заявил, что Кыргызстану не следует бояться, утверждая, что хотя в результате национализации против республики может быть выдвинут иск на $1 млрд, Кыргызстан сможет подать ответный иск на $6 млрд. Он ничем не подтвердил свое заявление, но пообещал, что республика не позволит «Кумтору» остановить работу «ни на день или час».
Несмотря на подобные заявления на публику, ни парламентарии, ни политики в целом не знают, как поступить.
10 апреля небольшая группа людей провела у здания парламента пикет с требованием отставки правительства в связи с ситуацией вокруг «Кумтора», но протестующие при этом заявили, что они против национализации. На следующий день лидеры оппозиции в городе Джалал-Абад на юге республики призвали национализировать месторождение.
Дэвид Триллинг Дэвид Триллинг является центральноазиатским редактором EurasiaNet.