Сегодня, 9 июня, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отправляется в поездку по странам Центральной Азии. Накануне визита он дал интервью Центру новостей и Радио ООН. Предлагаем вашему вниманию это интервью с незначительными сокращениями.
- Это уже второй Ваш визит в Центральную Азию. Первый состоялся в 2010 году. Почему Вы опять сейчас едете в Центральную Азию? Какие вопросы Вы намерены поднять в ходе встреч с лидерами стран региона?
- У меня остались самые теплые впечатления от поездки по Центральной Азии в апреле 2010 года, когда я посетил все государства региона. С тех пор я очень хотел туда вернуться. Я еду в Центральную Азию, с тем чтобы поддержать совместные действия государств по решению множества трансграничных проблем, с которыми они сталкиваются. Это и экологические проблемы, вопросы водопользования и энергообеспечения, наркоторговля и трансграничная преступность. Я также намерен подчеркнуть важность диалога и сотрудничества. Я также планирую обсудить то, как страны продвигаются к достижению Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и какими они видят свои приоритеты на период после 2015 года.
- Все ближе сентябрьский саммит, на котором будет утверждена повестка в области развития на период после 2015 года. Как бы Вы оценили роль Центральной Азии в процессе ее разработки?
- Да, скоро мы вступим в период реализации повестки дня в области устойчивого развития после 2015 года. Главное условие ее осуществления - глобальная солидарность на основе глобального партнерства. Центральная Азия - регион, не имеющий выхода к морю, а это значит, что он сталкивается со специфическими проблемами, такими как отсутствие территориального доступа к морю, удаленность и изолированность от мировых рынков и высокие транзитные издержки. Отрадно, что в повестке дня после 2015 года учтены потребности стран, находящихся в подобных ситуациях. Я приветствую активный поиск путей развития транспортных связей в регионе Европа-Кавказ-Азия для расширения торговли. Новая повестка дня будет универсальной. В ней будут определены обязанности всех стран, как развитых, так и развивающихся. Решающее значение будут иметь парламенты и взаимодействие между гражданами и их правительствами. Они могут помочь стимулировать активность и содействовать улучшению подотчетности и практической деятельности. Я надеюсь, что все страны Центральной Азии примут участие в сентябрьском саммите на самом высоком уровне.
- Еще одним ключевым событием этого года станет декабрьская Конференция по изменению климата. Страны Центральной Азии уже ощущают на себе последствия изменение климата. Ледники, питающие две главные реки - Амударью и Сырдарью, тают из-за повышения температуры, и в Аральское море попадает все меньше воды. Какой вклад, по Вашему мнению, страны Центральной Азии могут внести в решение проблемы?
- Я ясно помню, как в апреле 2010 года побывал на Аральском море. Эта трагедия произошла не в одночасье. В 1960-х и 1970-х годах были приняты решения, которые привели к серьезнейшим последствиям: площадь моря сократилась, объем воды уменьшился на 60%, а содержание соли удвоилось. Все это вызвало значительное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. Цель моего прошлого визита заключалась в том, чтобы подчеркнуть необходимость важность правильных политических решений в области изменения климата, продовольственной безопасности и достижения Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, а также привлечь внимание международного сообщества к трагедии Арала и мобилизовать его на оказание помощи. С тех пор ООН оказывает помощь региону в рамках программы по обеспечению жизнедеятельности населения, пострадавшего от этой катастрофы, но многочисленные задачи, стоящие перед жителями региона, требуют еще большего внимания, а для их решения нужно мобилизовать необходимые ресурсы. Центральной Азии также угрожает повышение глобальной температуры, вызывающее таяние горных ледников. Эти ледники - основной источник воды в регионе - в том числе того небольшого количества, которое все таки попадает в Аральское море. Их таяние может обернуться еще более серьезной экологической катастрофой, чем высыхание Аральского моря. Поскольку изменение климата касается всех нас, решать эту проблему мы должны вместе, и я рассчитываю на поддержку стран региона в работе по достижению универсального, значимого соглашения по изменению климата в декабре этого года в Париже.
- Во время Вашего прошлого визита Вы сказали, что были потрясены, увидев своими глазами последствия трагедии Аральского моря. Как Вы думаете, что необходимо сделать для решения проблемы совместного использования трансграничных водных ресурсов в регионе и управления ими?
- В последнее время, ситуация с водными ресурсами Центральноазиатском регионе осложнилась. Об этом говорил Председатель Интерактивного диалога высокого уровня, посвященного десятилетия «Вода для жизни», прошедшего в Генеральной Ассамблее в конце марта 2015 года. У стран Центральной Азии - общие водные ресурсы, которые служат для них источником таких благ, как продовольствие и энергия. Но эти ресурсы ограничены, а спрос на них, как ожидается, в ближайшие годы будет только возрастать. Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии тесно сотрудничает со странами региона в поисках взаимовыгодного решения для улучшения совместного водопользования в долгосрочной перспективе. Интересы долгосрочного развития региона требуют развития трансграничного водного сотрудничества и интегрированного управления водными ресурсами.
- Во время недавней Конференции государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия многие выразили озабоченность по поводу откатов назад в процессе ядерного разоружения. Пять стран Центральной Азии объявили регион безъядерной зоной. Как, по Вашему мнению, эти страны могут использовать свой опыт для продвижения к миру, свободному от ядерного оружия?
- Создание зон, свободных от ядерного оружия, имеет большое значение для продвижения ядерного разоружения и нераспространения и укрепления региональной безопасности. На сегодняшний день, участниками существующих пяти таких зон являются более 100 государств. Опыт Центральной Азии - единственной безъядерной зоны, где когда-то размещалось ядерное оружие, служит примером для других государств, стремящихся создать такие зоны.
- ООН открыла Региональный центр превентивной дипломатии для Центральной Азии со штаб-квартирой в Туркменистане. Как ООН может помочь контролировать геополитические риски в регионе, такие как незаконный оборот наркотиков и терроризм?
- Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии является важным примером сотрудничества ООН со странами этого региона. Его создание свидетельствует о твердой решимости каждой страны региона посредством диалога искать единые пути решения общих проблем. Перед государствами Центральной Азии стоит ряд серьезных транснациональных угроз и вызовов, таких как международный терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков, и такие вопросы, как экологическая безопасность, изменение климата и рациональное использование трансграничных водных ресурсов.
- Когда Вы приедет в Казахстан, Вы будете участвовать во встрече религиозных лидеров в Астане. Как Вы считаете, что могут сделать страны региона для того, чтобы победить экстремизм и нетерпимость?
- Выдвинутая Казахстаном инициатива созвать Конгресс лидеров мировых и традиционных религий является вкладом в чрезвычайно важный глобальный разговор о религиозной толерантности и утверждении всеобщего права на свободу верований и убеждений. Я давно настаивал на том, что все религиозные общины заслуживают равного и справедливого отношения. Люди должны иметь возможность мирно выражать свои убеждения, не опасаясь дискриминации и преследований. Законы, касающиеся этих прав, должны соответствовать международным стандартам в области прав человека. Центральной Азии, как и многим другим регионам, приходится иметь дело все с новыми угрозами безопасности, включая терроризм. Принятый в 2011 году совместный план действий для Центральной Азии, разработанный при поддержке Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии, призван улучшить координацию усилий по борьбе с терроризмом. Это первая рамочная программа противодействия угрозе терроризма, разработанная на основе общего подхода, опирающегося на Глобальную контртеррористическую стратегию ООН и укрепление международного партнерства.