В своем интервью, вышедшем 1 июля на государственном телевидении Казахстана, президент проговорил несколько важных для общества вопросов. Среди них коррупция, языковые вопросы, взаимоотношения с великими державами и проблема бедности. Фильм вышел в преддверии 75-летнего юбилей Н. Назарбаева и отчасти преподносился как некое подведение промежуточных итогов, проведенной за годы независимости работы.
О чем сказал Назарбаев в ходе интервью:
«Ли Куан Ю говорил, что он посадил своего друга. А почему забыли люди, что я посадил отца моих трех внуков? Думают, они со слезами ко мне не приходили вместе с матерью? Приходили. Думаете, я не переживал? Конечно, переживал. Но, когда видел, что это явно, что это просто "сверх он", я не остановился перед этим. Родственники собирались, уговаривали все: "Все в твоих же руках, что тебе стоит, закрыть» и так далее. Убиты два молодых человека, помните - его заместители в банке. Как можно прощать, и сколько бизнесменов от него пострадало?"
"Почему забываем, что даже в последние годы привлечены к ответственности аким Павлодарской области, аким Атырауской области, аким Карагандинской области. Все они были моими знакомыми. Аким Карагандинской области, которого я давно знал и вышел с этого же комбината, с большим уважением относился, он достиг должности премьер-министра, сейчас он сидит под следствием, потому что есть факты", - подчеркнул Назарбаев.
«Хочу напомнить, когда мы принимали первый закон о борьбе с коррупцией, я специальным обращением к народу сказал, что "вот, приняли закон, идет борьба с коррупцией. Я предупреждаю своих родственников, друзей, детей своих, что здесь неприкасаемых не будет. На всю страну, по телевидению. И я сейчас это повторяю. Министров посадили в тюрьму, заместителей министров. Я уж о других не говорю. То есть, беспощадно идет сейчас борьба, и не думайте, что это очень просто. Всегда человек не признает своих ошибок. Поэтому, это должно отрезвить всех наших чиновников, и они должны понять, наконец, что здесь никакой крыши не будет. В государственные средства нельзя совать руку»
«Это было сложное время, 1991 год. Еще не знали, куда все двинется, между республиками стычки были, словесные и, в первую очередь, Украина - не поддерживала даже идею конфедерации. Когда мы в Ново-Огарево собирались, обсуждали вопрос, Президент Украины всегда говорил: "Я должен пойти, посоветоваться". И никаких решений не принимали. Президент России Ельцин говорил: "Ну, если Украины нет, то о чем мы можем говорить". И на этом все кончалось. Поэтому, я сказал, что "только, чтобы это не развилось до конфликта". К сожалению, в конце концов, так и случилось»
«А Европейский Союз разве одинаковый? Самая мощная, развитая страна - Германия, следом идет Франция, потом Восточная Европа - очень слаборазвитая, даже нельзя сравнить Италию и Грецию сейчас. Но они Европейский экономический союз создали же. Нам здесь надо в корень зрить, как говорится. Евразийский экономический союз - долговременный проект, направленный опять же на развитие экономик. Предлагали экономический убрать, просто союз сделать, как европейский, но я говорю: еще рано, давайте людям покажем, что наши экономики будут друг другу помогать. Казахстан - страна, не имеющая выхода к морю. Я называю нашим морем Китай и Россию, и в этом есть доля правды. Мы для казахстанских товаров открываем огромный рынок»
«Я перед созданием этого союза постоянно говорил всем бизнесменам, компаниям - будет конкуренция, готовьтесь. Если мы не выдержим конкуренцию, вот здесь втроем, вот сейчас вступаем в ВТО, о чем мы будем говорить? О другом. И вот чуть-чуть "дернулся" российский рубль, пошли туда, и сразу все поняли, что это такое, хорошо, что так случилось! Люди будут дешевое покупать, для моих граждан это хорошо, почему я должен возражать?"
"Горячие головы, говорили, пусть все заговорят на одном языке. Все казахи владели русским языком и теперь в одночасье взять и всем говорить: давай. Даже некоторые договаривались, если не знаешь казахского языка, нельзя принимать на государственную службу. Как это так? Я им говорил: "Хорошо, если перед тобой поставить задачу завтра начинать говорить на китайском, будешь говорить?". А почему перед нашими людьми такой вопрос надо ставить? Убеждал, и народ понимал это, поддержал меня. Если бы мы такие решения не приняли, то о стабильности, которой мы гордимся сегодня, можно было забыть. До сих пор я на этом стою, что нельзя обижая кого-то, строить собственное счастье. И нельзя противопоставлять одну нацию другой нации. Это по-другому называется. Сначала национализм и до фашизма недалеко».
«Нужно отметить, что наш народ не спустился с неба в одночасье, а он развивался на этой земле, здесь жили наши предки, которые защищали эту землю, проливали кровь и мечтали о том, что мы сейчас делаем. Начиная с древних веков ценить надо все, что было. Это было драматическое время, когда наши предки боролись, чтобы сохраниться. Это было не такое государство, как сейчас - с протяженными границами. Но потом началось нашествие джунгар на нашу страну, началась кровопролитная война. Но раньше запрещалось об этом говорить, боялись».
«Я знаю, о чем говорят - что у нас сильная президентская власть, вертикаль. Но у нас сильная президентская вертикаль не давит же ни на кого, на народ. В Казахстане кто-нибудь хочет, чтобы у нас было, как сейчас в Украине или в Грузии, или как в Молдавии? Так вот в том то и дело, а там же парламентские республики. Я постоянно говорю, и кто хочет, кто не хочет, не слышит: мы придем к американскому методу, но для этого нужно время».
«Честно говоря, мы всех стопроцентно счастливыми не сделали, и этого не сделала ни одна страна. В США ниже черты бедности тоже живут 14%, в Европе их еще больше. Допустим, безработных 28% в европейских станах некоторых. Мы не исключение",
"Больше полномочий постепенно отдавать парламенту. Но уже у нас президентско-парламентская республика, потому что премьером становится представитель победившей партии. Пусть партии борются, докажут людям свою программу, завоевывают места и выдвигают своих людей. Мы к этому подошли, это законы наши уже такие "
Kursiv.kz попросил экспертов оценить основные тезисы, прозвучавшие в ходе интервью Н. Назарбаева и причины, побудившие его сделать несколько важных заявлений.
Казбек Бейсебаев, бывший дипломат, общественный деятель
В интервью президент в основном озвучил ранее высказанные тезисы. Это касается Евразийского союза, что никто не будет ущемляться по языковому принципу, что придем к американскому методу. В принципе, это уже мы не раз уже слышали. Факты коррупции среди его ставленников на ключевые посты вынудили заявить, что будут посадки невзирая на лица. С одной стороны, это предупреждение другим из ближайшего окружения: будете воровать, посадим. С другой стороны, это означает, что скамейка запасных в ближайшем окружении очень короткая. Говоря по-простому, молодая смена агашек из ближайшего окружения президента сильно его подводит. Важно заявление касательно перераспределения полномочий от президента к парламенту. Здесь президент дал ясно понять, что реформы предусмотрены, но не сейчас, а потом когда-нибудь. А пока в ближайшей перспективе все останется по-прежнему, то есть сильную президентскую власть никто не собирается менять. На первый взгляд, это как бы ставит точки над и, но , какое будет будущее в случае часа Х. На это нет ответа, и это тревожит.
Султанбек Султангалиев, политолог
Безусловно, выступление президента является знаковым событием в первую очередь именно с точки зрения развития международных связей Казахстана и отношений нашей страны с ключевым партнером на евразийском пространстве- Россией. В интервью содержится четкий посыл к Кремлю - Казахстан и впредь будет придерживаться политики многовекторности, с учетом, прежде всего, собственных национальных интересов. Если смотреть в глаза фактам, очевидно, что проект ЕАЭС - это, прежде всего, политический союз. Именно так он воспринимается Москвой. Для экономической интеграции союзы не нужны - необходимо только лишь укрепление торговых связей в двухсторонних отношениях. Думается, что ЕАЭС уже вызвал разочарование в определенных кругах казахстанской элиты, и руководство страны пришло к пониманию неэффективности держать все яйца в одной корзине Евразийского союза - ненадежной и нестабильной организации. Многовекторности с русским акцентом уже больше не будет. Что касается якобы ориентации на США, то я воспринимаю эти слова президента как реверанс по отношению к Белому дому. Сама жизнеспособность Евразийского союза вызывает серьезные сомнения. На бумаге он может существовать достаточно долго, но уже сейчас ЕАЭС затмевает другой более масштабный экономический проект, а именно Новый Шелковый путь.
Айгуль Омарова, политолог
Нет никакого противоречия, на мой взгляд, в словах президента страны о том, что у нас не будет никакого притеснения по языковому и национальному принципу и сказанной им фразой «Казахстан не Россия». Мы, действительно, не Россия. Напомню, что Россия является федеративным государством, Казахстан же унитарная страна. Да, и у нас и наших соседей президентская форма правления, но, как говорится, всякое сравнение хромает. Мы можем лишь предполагать, что имел в виду Нурсултан Назарбаев. Возможно, то, что в Казахстане удалось избежать крупных эксцессов на межнациональной почве и организованных объединений типа скинхедов. Во всяком случае, эти слова надо рассматривать в том ключе, что президент Н. Назарбаев не допустит никакого кровопролития и противостояния между народами. И, разумеется, этот посыл имеет не только внутреннего адресата, но и внешнего. Конечно, прежде всего, Н. Назарбаев посылает месседж внутри страны, заявляя, что любое посягательство на межнациональную стабильность будет решительно пресекаться. В то же время и далеко за пределами Казахстана должны понять, что высшее руководство страны будет отстаивать те принципы, которые были заявлены в начале построения суверенного государства. Что касается системы госуправления, то слова президента о том, что рано или поздно Казахстан придёт к такой модели, как в США не нужно, вероятно, воспринимать буквально. Речь идет о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти, балансе сил, подобному в США, то есть о сменяемости президента (ограничение срока пребывания в должности - не более двух раз подряд), структурированность партий, выдвигающих своих кандидатов, независимые выборы. Хотелось бы, чтобы борьба с коррупцией носила воистину реальный характер, а не сводилась к точечным ударам одного клана в отношении другого. Возможно, именно это и имел в виду президент, когда подчеркнул, что не пожалел и зятя. Если говорить о ЕАЭС, то не забудем, что идея создания союза принадлежит именно Нурсултану Назарбаеву. И не для того он многие годы стремился реализовать идею, чтобы всё бросать на ходу. Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате. ЕАЭС уже действует. А что будет дальше, перерастёт ли он в политический союз или нет - покажет время.
Еркин Иргалиев, представитель НОФ «Аспандау»:
Такова природа авторитарных режимов (тем более со сырьевой экспортоориентированной экономикой), что все важные публичные послания адресуются не на внутреннюю, а на внешнюю аудиторию. Показательно, что фильм сразу начался с украинской темы, которая действительно стала важнейшим этапом, точкой невозврата на постсоветском пространстве. И отсылка свидетеля зарождения СНГ к его ранним временам, что если Украины не будет, то, о каком объединении можно будет говорить, многое что значит.
Вообще, сам фильм, с точки зрения политических акцентов, оцениваю достаточно высоко. По сути, это не столько подведение итогов пройденного, сколько попытка прочертить вектор в завтрашний день, опираясь на прошлое. Реплика на конечный идеал системы госуправления в виде США больше прозвучала в плане скепсиса Назарбаева относительно парламентской системы в условиях СНГ. Украина и Грузия, по мнению президента, из-за поспешности и идеализма столкнулись с гражданской войной. Здесь больше прочерчивается проевропейский вектор дальнейшего развития Казахстана, мечта Шарля де Голля о Европе от Атлантики до Урала. С усилением роли Вашингтона для балансирования влияния московского и пекинского обкомов союзников-попутчиков. По поводу темы «Казахстан не Россия» заметно минимальное присутствие Путина в видеоряде, где он мелькает лишь в связи с ЕАЭС. По поводу его аналогий с Ли Куан Ю. Тут наиболее важно признание лидера, что коррупция уже является важнейшим препятствием на пути страны к ОЭСР, где кстати нет ни одной постcоветcкой страны. Как и его реплику, что коррумпированность верхов имеет корни в прежней, советской системе. Поэтому оцениваю все это не столько как сигнал элитам, а как собственный нелёгкий выбор как сумму приобретенного опыта, попытку переоценки ценностей.
В целом, на мой взгляд, президентский путь Н. Назарбаева пролегает через рубежные даты: его пятидесятипятилетие и семидесятипятилетие. До сих пор мы все живём по логике суперпрезидентстской системы 1995 года выпуска. И вот он озвучил новую конкретную дату старта новой системы - 1 января 2016 года.
Стремление президента создать рабочую систему логично и закономерно. Естественно, Н. Назарбаев хочет оставить следующему поколению лидеров эффективную - читаем демократическую, легитимную, поддерживаемую внутри - и снаружи страны систему власти.
Его желание войти в историю как лидера, создавшего систему, обуславливает его стремление обеспечить национальные интересы. А национальный интерес казахов - это стать страной Великой степи на новом Шелкового пути.
Аскар МУМИНОВ