Государства Центральной Азии с обеспокоенностью присматриваются к планируемому расширению Шанхайской организации сотрудничества с включением Индии и Пакистана, считают региональные аналитики.
С добавлением двух стран Южной Азии, членство в организации - в которую сейчас входят Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан - увеличится с шести до восьми. Четыре из них находятся за пределами Центральной Азии, и все четыре из них являются ядерными державами с населением и экономикой намного превосходящей четырех членов ШОС в Центральной Азии.
Пока еще есть небольшая возможность в ШОС для общественного инакомыслия, президент Узбекистана Ислам Каримов озвучил, вероятно, самое удивительное заявление саммита, заявив, что добавление Индии и Пакистана "не только изменит политическую карту, но изменит и баланс сил. Это не простой вопрос, и он нуждается в обсуждении".
Это шло вразрез с традиционной мнением в Уфе, согласно которому считалось, что прием Индии и Пакистана сделает ШОС сильнее и это можно только приветствовать.
Про Индию и Пакистан Каримов сказал то, "что каждый думал, но не говорил", говорит Галия Ибрагимова, консультант по Центральной Азии в Московском ПИР-Центре политических исследований в интервью "The Bug Pit".
Мнения о включении Индии и Пакистана разнообразны. В случае Каримова, он обеспокоен тем, что это переключит внимание организации от Центральной Азии к Южной Азии.
Ибрагимова отметила, что Каримов традиционно не хотел участвовать в группах, в которых внимание акцентируется вне пределах Центральной Азии, отметив, что его решение выйти из Организации Договора о коллективной безопасности в 2012 году было оправдано тем, что ОДКБ также вовлекается в конфликты за пределами региона, например Нагорного Карабаха.
"Это не означает, что Узбекистан приостанавливает свое участие в ШОС, особенно когда в организация обсуждаются инфраструктурных проектах Китая на материковой части Евразии", говорит она. "Но прежняя важность организации для Ташкента может начать уменьшаться, и страна вновь будет активизировать двустороннюю дипломатию с партнерами, для которых это известно"
Эту озабоченность разделяют и в Казахстане. "Более тесное сотрудничество со странами БРИКС и ШОС в наших интересах [Казахстана]. Но в то же время важно избегать участия в геополитических перипетиях, которые могут унести нас от наших реальных интересов", сказал Аскар Нурша, ученый Института мировой экономики и политики в интервью газете "Курсив".
А один ученый-аналитик в Астане предположил, что планируемое расширение может быть заблокировано. "Де-юре, процесс еще должен быть полностью прояснен. Вполне возможно, что существующие члены ШОС могут блокировать их вход", сказал Санат Кушкумбаев, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан в интервью сайту "Russia Direct". "Каримов с хорошими намерениями отметил, что вступление обладающих ядерным оружием Индии и Пакистана в ШОС может изменить баланс сил внутри организации и на международном уровне. Есть много нерешенных вопросов между Дели и Исламабадом, и как это будет сочетаться с объявленным духом ШОС о сотрудничестве непонятно".
Кроме того, не все члены ШОС довольны своей ролью в качестве платформы для критики Запада. "Казахи хотят избежать того, что ШОС превращается в антизападный блок. Есть понимание, что так называемый "шанхайский дух " (равенство, открытость) под сильным влиянием Китая может быть легко превращен в «Пекинский дух» с жесткой иерархией среди государств-членов ШОС", сказал Данияр Косназаров, глава департамента Центральной Азии и Каспийского региона департамента Аналитического комплекса Библиотеки Первого Президента РК в интервью с "The Bug Pit". "Именно поэтому Назарбаев акцентировал внимание на Шанхайском духе снова и снова в своей речи".
Есть, конечно, также плюсы для включения стран Южной Азии. Возможность (хотя это до сих пор неясно) банка развития ШОС создает перспективу увеличения инвестиций в Центральную Азию, и добавление, в частности, Индии, означает, что было бы гораздо больше потенциальных денег в банке.
"Подъем на глобальный уровень открывает дверь к перспективе механизмов финансирования проектов в рамках ШОС", заявил Адил Каукенов, казахский эксперт по Китаю, "Russia Direct". "Это является основной надеждой Астаны по расширению - инъекции китайского и индийского капитала в развитие инфраструктуры и энергетики."
Тем не менее, в большинстве региональных комментариях о запланированном расширении, обеспокоенность, кажется, доминирует. Пока не ясно, насколько далеко может пойти Каримов в блокировании приема Индии и Пакистана, но безусловно, будет что-то, чтобы наблюдать за ним, в частности, если он получит тихую поддержку других государств Центральной Азии. Будет также интересно наблюдать, как участие Индии и Пакистана будет отражено в антизападной, про-авторитарной риторике ШОС, учитывая, что Индия является демократией, а Пакистан является близким военным союзником Соединенных Штатов.
И предлагаемое расширение может быть не последним: Иран, скорее всего, является следующим потенциальным членом, и договор по его ядерной программе в настоящее время подписан, что, возможно, снимет основную преграду для присоединения Тегерана. Интересные времена впереди.