CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Таджикские студенты - новые жертвы ИГИЛ

30 июля 2015

ДУШАНБЕ -- Таджикские университеты пытаются предотвратить присоединение студентов к «Исламскому государству Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Сирии и Ираке.

Еще одной проблемой являются студенты, которые пропагандируют для ИГИЛ.

В этом году в Таджикском институте экономики и финансов исключили студента, который показывал своим друзьям пропагандистские фильмы боевиков, которые он загрузил на свой смартфон.

Студент сделал все возможное, чтобы распространить эти фильмы, рассказал «Средней Азии в Интернете» ректор института Ашурбой Солехзода.

«Мы вызвали родителей, - сказал он. - При этом, он часто пропускал занятия, в связи с чем его и отчислили c третьего курса института».

Известное число студентов, ныне ставших боевиками невелико, однако это все же причина для беспокойства.

Одиннадцать из 170 000 студентов страны бросили учебу в ВУЗах в 2014-2015 учебном году, чтобы присоединиться к в Сирии и Ираке, по данным Министерства внутренних дел (МВД). Кроме того, семеро таджиков, которые учились за рубежом также бросили учебу, чтобы присоединиться к боевикам, власти заявили в июне.

Я не хочу учиться; я хочу воевать

Некоторые семьи оплакивают своих мертвых сыновей.

28-летний Насим Наботов был убит в Сирии в июне, оставив своего отца, Абдулмаджита, в горе.

В 2007 году Насим отправился за границу для изучения финансов и экономики.

Однако его телефонные разговоры постепенно стали тревожить разговорами о «джихаде», вспоминает его отец.

«Он ходил молиться в мечети, там и познакомился с членами радикальных группировок, - сказал Абдулмаджит Наботов. - В 2009 году [бросив учебу], он вернулся в Таджикистан».

Придя домой, Насим за раз часами засиживался в сети, сказал его отец.

«Каждый раз, когда у него спрашивали, чем он занимается, говорил, что читает Коран, - вспоминает он. - Я-то не разбираюсь в технике, поэтому и не мог перепроверить его слова».

Насим исчез из дома в марте. В конце концов Абдулмаджиту Наботову позвонили из-за рубежа.

«К моему горю ... когда я дал номера правоохранительным органам, они подтвердили, что это номера Сирии», - сказал он.

Трагедия произошла в июне, когда друзья Насима и Хатлонская полиция подтвердили, что он был убит.

Педагоги работают над тем, чтобы предотвратить рецидивы такой катастрофы.

Чтобы предотвратить промывание мозгов большего числа студентов сторонниками радикальных групп, Солехзода приказал учителям, начиная со следующего учебного года, отводить пять минут каждой лекции на объяснение угрозы терроризма и экстремизма.

«Одной из главных причин вовлечения молодых людей в такие организации является их желание за короткий срок обрести много денег, - сказал он. - Они, доверяясь обещаниям вербовщиков, не ведают, что это сулит».

Учеба в вузе или наличие работы не является гарантией обладания религиозными знаниями, сказал Мавлон Мухторов, редактор журнала «Религия и общество» Комитета по делам религии Таджикистана .

«Эти люди должны помогать развитию своей страны, а не примыкать к убийцам, которые убивают мусульман, от имени ислама», - сказал он.

Общество должно в первую очередь охватить подверженных риску лиц и объяснять им истинные основы ислама, сказал он.

Материнская роль в борьбе с терроризмом

Государственные учреждения и международные организации сотрудничают, чтобы сформировать группу специалистов, которые работают с женщинами в областях для предотвращения терроризма и радикализации, сказала Гульджахон Бобосадыкова, директор Ассоциации женщин с высшим образованием.

«В этой программе охвачены семьи мигрантов, - сказал он. - Поскольку отцы находятся в миграции, а основное воспитание возлагается на плечи матери, наша группа решила работать с матерями, помогать в воспитании их детей».

По ее словам, деятельность ее группы включает в себя меры профилактики, такие как обучение матерей замечать изменения в поведении своих детей, прежде чем становится слишком поздно.

«В школах тоже должны знать, чем занимаются дети, - отметила она. - Нужна совместная работа школы и семьи».

ИГИЛ применяет различные формы воздействия на умы различных слоев населения, сказала она.

«Молодые люди оказываются в сетях ИГИЛ, - сказала она. - Мы должны учиться у тех [бывших боевиков], которые сумели вернуться в Таджикистан, чтобы они могли рассказать нам какова на самом деле жизнь [там]».

Практически полная зависимость молодого поколения от информации в Интернете дала ИГИЛ рычаг для манипуляции, сказал 55 летний житель Душанбе, Сухроб Мирзоалиев.

Надин Бахром

inozpress.kg

Предыдущая статьяНиколай Бобкин - Иран между прошлым и будущим: США или Россия?
Следующая статьяБудни ТуркмАрмии. Офицеров и контрактников выгоняют из домов на улицу