В современном мире не так много государств, которые выступают «мерилом» демократии, честности и справедливости по отношению не только к своим гражданам, но и населению других стран. Они «как путеводные звезды освещают путь многим людям, идущим по пути толерантности, добрососедства и взаимного уважения в обществе». Для меня долгое время таким маяком были Соединенные Штаты - страна, в которой демократические ценности возведены в высший ранг. Я настолько был поглощен и увлечен этим образом Америки, что даже не сразу хотел понимать и верить в то, какой она является на самом деле. А окунуться в американский мир, а, точнее, в мир американской политики по отношению к другим странам мне помог случай, благодаря которому я стал работать в посольстве США в Ташкенте. Как быстро моя лодка с мечтами об этой стране разбилась. Но обо всем по порядку:
Трудоустройство в посольство стало для меня по-настоящему важным событием жизни. Именно здесь, как мне тогда казалось, удастся построить карьеру, поправить материальное положение, соприкоснуться с жизнью Америки и увидеть ту самую демократию, о которой уже десятки лет говорят во всем мире. Шло время, и у меня появлялось все больше претензий к этой самой хваленной американской демократии, стилю работы сотрудников посольства, и в целом к стране.
Первым звоночком к тому, что за стенами дипломатической миссии США в Ташкенте происходит что-то скверное и отнюдь не демократичное, послужили странные собрания, на которых присутствовали дипломаты и их доверенные лица из числа местного персонала, для обсуждения международной обстановки, а также событий в Узбекистане. Вот вам важный показатель демократичного подхода ко всем, а, в данном случае, к местному персоналу со стороны представителей США. Как мне стало известно, на этих собраниях дипломаты принимали только декларируемую американским правительством точку зрения. А «бедных» граждан, принимавших участие в собраниях, день за днем накачивали негативной информацией, стремясь изменить сложившееся у них мировоззрение, заставляя мыслить необходимым образом, думать, что у нас в стране все плохо, а в Америке - рай земной.
Ситуация заметно ухудшилась после появления в посольстве нового пресс-атташе Нателлы Свистуновой, которая, как это подчеркивалось, занялась активизацией работы пресс-службы. При этом, по неизвестным причинам, ее особо интересуют имеющиеся отрицательные аспекты о жизнедеятельности страны, а именно, события, которые американской расценивались, как нарушения прав человека. В большинстве случаев, Свистунова старалась получить факты, подтверждающие события, о которых говорили многие сотрудники, вовлеченные в эту игру. В большей степени это походило на раздувание сплетен и слухов, которые ходят по любой махалле, а она преподносила их под видом чистейшей правды послу США.
Другим примером однобокой и некорректной по отношению к Узбекистану работы сотрудников посольства США являлось взаимодействие со СМИ. Казалось бы, что здесь сложного в налаживании отношений с масс-медиа? Однако, и здесь был свой план и стратегия работы пресс-секретаря дипмиссии. Вместо того, чтобы вступить в диалог с официальными средствами массовой информации, она наладила работу с независимыми журналистами, которых Нателла взяла в оборот. В результате, проводимые в посольстве пресс-гапы стали походить на сходки революционных кружков, где обсуждались способы влияния на государственные органы, каналы добычи и передачи закрытой информации, методы получения зарубежных грантов и другое.
В посольстве даже создали специальный отдел мониторинга СМИ и Интернета, куда были привлечены для работы лица, особо приближенные к американским дипломатам - Абидов и Давронов. Их задачей стало отслеживание негативной информации об Узбекистане, которая после обработки Свистуновой, выставлялась в локальную сеть дипмиссии для ознакомления с ней персонала посольства. Интересно, что до прибытия Нателлы, этот порядок носил не агрессивный характер и, как правило, относился к информации из официальных СМИ Узбекистана. После же ее появления акценты сместились на сайты, откровенно манипулирующие информацией и подающие их в тенденциозном виде.
В результате постоянной информационной «долбежки» отдельные сотрудники посольства из числа граждан республики стали выражать недовольство действующей властью, говорить о необходимости ее смены и переориентации внешней политики Узбекистана на вашингтонский манер. Стало очевидно, что сотрудники посольства, стараясь заручиться лояльностью местных работников, используют методы психологического воздействия и программирования для того, чтобы привить им свои, единственно правильные «демократические» взгляды и принципы.
Хуже всего то, что Свистунова и ее ассистенты, занимаясь мониторингом малоизвестных оппозиционных сайтов, составляют отчеты для посла, которая использует эти данные в ходе своих дипломатических встреч и переговоров, создавая неверное впечатление об Узбекистане у руководства США и других иностранных держав.
Все происходящее в стенах дипмиссии США в Ташкенте мне представляется как идеологическая диверсия, причем акценты смещены исключительно на нахождение сплошного негатива. Видать где-то в Белом доме, сидит «умный» дядя, который собирает очередную папочку под названием «Узбекистан» и мечтает когда-то запустить очередной маховик революции в нашей стране.
бывший сотрудник посольства США в Ташкенте