CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Электронная почта Хиллари Клинтон приоткрывает завесу революционного правительства Кыргызстана

6 сентября 2015

И вновь ресурс "Кишлок овози" рад представить еще одну работу о приходяще-уходящей власти в сфере исследований о Центральной Азии. Друг и частый гость "Кишлока" Мэтью Купфер возвратился с новым видением на недавно опубликованное письмо, отправленного бывшему Госсекретарю США Хиллари Клинтон сразу после этнического конфликта в Кыргызстане в июне 2010 года.

Письма, опубликованные Госдепартаментом США в рамках расследования ФБР в использовании бывшим Госсекретарем Хиллари Клинтон частного сервера электронной почты для официальной правительственной переписки - что может быть нарушением правил Госдепартамента по ведению и хранению записей - предлагают интригующие сведения, как небольшое окно в революцию в Кыргызстане, которая имело место в 2010 году, и последовавшие межэтнические волнения - по крайней мере Клинтон могла бы понять это.

В апреле 2010 года в Бишкеке митингующие свергли клептократического авторитарного президента Кыргызстана Курманбека Бакиева и учредили Временное правительство во главе с Розой Отунбаевой. Два месяца спустя, произошли столкновения между этническими киргизами и узбеками в городе Ош, вылившиеся в четыре дня беспорядков на юге Кыргызстана. Беспорядки, которые привели к гибели более 470 человек и более 100 тыс. бездомных, в основном были направлены против узбеков Кыргызстана. События апреля-июня 2010 года произошли в тот момент, когда правительство США проявляло повышенный интерес к Кыргызстану, где Пентагон содержал авиабазу для поддержки войны в Афганистане.

С 2010 года наблюдатели за Центральной Азией спорят о нескольких аспектах межэтнического конфликта в Кыргызстане: степень, с которой беспорядки были запланированы или организованы, роль свергнутого президента Бакиева в беспорядках и возможное участие организованных преступных структур в имевшем место хаосе. Некоторые ученые, такие как Эрик МакГлинчи и Эрика Марат, соответственно, также изучили роль тех решений Временного правительства и культуры кыргызских сил безопасности, которые, возможно, повлияли на начало правопорядка на юге Кыргызстана. Тем не менее, многие из центральных вопросов в этих событиях остаются неясными, и имеются противоречивые рассказы о них.

17 июня 2010 года Клинтон получила письмо под названием "Кризис в Кыргызстане, сообщения и рекомендации", которое дает представление о виде информации, полученной из-за возникших беспорядков. Сообщение показывает доверия Клинтон к Сидни Блюменталью, который передал сообщение от юриста и журналиста Скотта Хортона, попечителя Американского университета в Центральной Азии, который незадолго до этого вернулся после интенсивных встреч с Временным правительством Кыргызстана.

Отчет Хортона изобилует рекомендациями для правительства США, описывает отчетливо тусклый портрет "неблагополучности" Временного правительства, страдающего от разобщенности, и плохо подготовленного для борьбы с беспорядками, которое предполагало, что беспорядки были спровоцированы режимом Бакиева.

"Демагогических подход"

"[Временное правительство] работает как совокупность отдельных феодальных владений, с лидерами, вовлеченных в постоянные склоки за патронатные назначения. Представитель гражданского обслуживающего персонала сообщил, что был терроризирован и попал под вымогательство", писал Хортон. "Я провел большую часть из три дня внутри действующей штаб-квартиры правительства... и был в состоянии непосредственно наблюдать за примитивными торгами, угрозами и контругрозами между ключевыми государственными чиновниками, иногда возбужденные голоса".

Он описал временного президента Р.Отунбаеву, как "клей, который держит все вместе" и единственного официального уважаемого руководителя относительно всех других игроков, которые часто выглядели больше озабоченными стартовым прыжком своих парламентских кампаний, чем делом по стабилизации страны.

В частности, Хортон описал драчливого Азимбека Бекназарова, тогдашнего вице-премьера во Временном правительстве, как "с горячей головой и грубого и ненадежного партнера в любых будущих обсуждений". Он предположил, что Бекназаров придерживался "демагогического подхода" по отношению к спорному Центру транзитных перевозок "Манас" Пентагона, призывая к закрытию авиабазы, но на самом деле планирует использовать базу в качестве ключевого вопроса в своей парламентской кампании и "как своего рода палку, чтобы использовать для вымогательства больше денег и других уступок со стороны американцев".

Точно так же, написал Хортон, Алмазбек Атамбаев - нынешний президент Кыргызстана, избранный в 2011 году - "тоже имеет некоторые демагогические импульсы, хотя они сравнительно умеренны". Отунбаева, в отличие [от них], служила "голосом разума" по поводу базы "Манас". (Транзитный центр был закрыт в прошлом году, после того, как правительство Кыргызстана отказалось продлить договор по аренде с Вашингтоном).

Хортон также сообщил, что, как Временное правительство Кыргызстана предложило новую конституцию для укрепления роли парламента над президентством, это столкнулось с оппозицией соседнего Казахстана. Сообщалось, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев оказывал давление на Бишкек, чтобы сохранить сильную президентскую власть, используя "не-очень-тонкие угрозы" и ограничил доступ к экономически критической кыргызско-казахской границе, которую Казахстан закрыл после революции в Кыргызстане.

Хотя он покинул страну до того, как разразился межэтнический конфликт, Хортон написал, что Временное правительство ожидало свергнутого Бакиева и его соратников, чтобы спровоцировать беспорядки на юге, его политической базе, однако правительство не было готово к межнациональному элементу.

Хортон предположил, что насилие во главе с полицией и военными лидерами, тесно связанных с бывшим президентом (недостаточность и плохое поведение сил безопасности были существенным образом доказаны независимым расследованием Комиссии Кыргызстана после беспорядков). "Бакиев был единственным человеком, который явно бы выиграл что-то от беспорядков", заключил он, а позже написал, что "целью [Бакиева] было пустить под откос [предстоящий конституционный] референдум, продемонстрировать слабость Временного правительства, и разжечь призыв к [установлению] центральной власти с железной рукой через воскресение своего президентства".

Хортон также утверждал, что преступные группировки и наркоторговцы, вероятно, сыграли свою роль в беспорядках, возможно, после проплаты от политических субъектов, хотя он и не определил источник этой информации.

Интригующие вопросы

Решение кризиса на юге, предположил Хортон, заключается в демократизации регионального и национального управления в Кыргызстане и в сотрудничестве между Соединенными Штатами и Россией для совместного спонсирования международной гуманитарной инициативы. Такая инициатива, написал он, будет включать в себя коридор выхода для мирных жителей в зоне конфликта, миротворческую операцию, независимое расследование беспорядков при поддержке надежной международной организации, и международный мониторинг за выборами.

Неясно, повлияли ли записка Хортона на политику США, хотя некоторые аспекты гуманитарной инициативы в конечном итоге были введены в действие. Тем не менее, в последующем электронной почте, Клинтон поручила своей помощнице Лорен Жилоти распечатать три копии его сообщения.

Отчет Хортона рисует красочную и интригующую картину напряженности внутри революционного правительства Кыргызстана. Но его рассказ о межэтнических столкновениях в июне 2010 года также поднимает некоторые интересные вопросы. Покинув страну до начала беспорядков, Хортон, кажется, в значительной степени зависим от своих контактов на высоком уровне в Кыргызстане для информации о беспорядках. Его описание остается довольно близко к тому, что исходило из Временного правительства, которое настаивало, что беспорядки были явной "провокацией" Бакиева и его соратников. Обвинение являются не диковинными, но оно также далеко не точности. В какой степени Госсекретарь Клинтон слышала альтернативные взгляды, таких как разнообразные числа, которые я слышал, как очевидец беспорядков в Оше? До какой степени она была наслышана о других факторах беспорядков - о нахлынувших в Кыргызстан этно-национализме, регионализме, экономическом соперничестве между разными этносами и распространении провокационных слухов о нарушениях, совершенных другой этнической группы?

Через три дня после написания отчета, дошедшего до Клинтон, Хортон объединился с Бактыбеком Абдрисаевым, послом Кыргызстана в Соединенных Штатах с 1997 по 2005 годы, и опубликовал материал на CNN.com, в котором они доказывали, что "методические и ясно запланированные" беспорядки, вероятно, были спровоцированы Бакиевым и усилены преступными группами и наркоторговцами, желавших свести счеты. Таким образом, это был не чисто этническим конфликтом, а скорее внешней провокацией. Они также выступили сторонниками совместной российско-американской гуманитарной инициативы, подобно тому, который Хортон ранее уже излагал.

Я не могу сказать наверняка, что Хортон был неправ. Но я очень надеюсь, что его отчет не является единственным, который достиг Клинтон - либо через ее почтовый ящик в Госдепартаменте или ее частной почты.

Мэтью Купфер является писателем, который фокусируется на Центральной Азии, России, Украины и бывшем Советском Союзе. Его работы были опубликованы в EurasiaNet.org, TheMoscowTimes, Евразия Outlook, и Registan.net. Ранее он был младшим научным сотрудником Фонда Карнеги за международный мир. В настоящее время он добивается степени магистра по региональным исследованиям России, Восточной Европе и Центральной Азии при Гарвардском университете. Взгляды, выраженные в этом блоге принадлежат лично ему. Вы можете следить за Матью на Твиттере (Matthew_Kupfer)

inozpress.kg

Предыдущая статьяПочему замминистра обороны и 135 десантников объявили войну Таджикистану
Следующая статьяПрирода предупреждает: рахмоновская запруда не спасет!