CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caspiania.org

Иран и Саудовская Аравия перешли на угрозы войной. Что после?

9 октября 2015

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи на прошлой неделе выступил на собрании высокопоставленных военных чиновников и командующих вооруженными силами, на котором предупредил, что если Саудовская Аравия проявит неуважение к иранским паломникам, или не выполнит свои обязанности по отношению к иранцам, погибшим во время [аджа в долине Мина, реакция Ирана будет «жесткой и грубой».

Таким образом, Хаменеи неявно припомнил поддержку Саудовской Аравии Саддаму Хусейну во время ирано-иракской войны, и сказал, что все его сторонники «получили пощечину» и должны были бы уже признать роль Ирана.

Беспрецедентно резкий тон Верховного лидера и его сторонников, в основном военнослужащих, вполне очевидно выражает угрозу. Однако, для тех, кто в этом усомнился, иранские военные деятели, выражая готовность на любые действия в ответ на инцидент в Мине, доказывают военный характер предупреждения Лидера исламской революции.

В отношениях между Ираном и Саудовской Аравией было много колебаний, но после инцидента, произошедшего 28 лет назад, когда в столкновении между иранскими паломниками и силами безопасности Саудовской Аравии погибли сотни иранцев, отношения между двумя странами никогда не были столь напряженными. События во время хаджа в этом году добавили накала в эти отношения.

В ответ арабская коалиция, которая воюет против хуситов, поддерживаемых Ираном в Йемене, в тот же день заявила, что было перехвачено иранское рыболовное судно у йеменских берегов, переправлявшее оружие из ИРИ.

Следует отметить, опосредованная война между Ираном и Саудовской Аравией идет уже несколько лет в Сирии, и частично в Бахрейне.

Война за влияние

Саудовские официальные лица неоднократно выражали озабоченность относительно усилий Ирана по расширению своего влияния в регионе. Данные WikiLeaks показали, что некоторые саудовские чиновники, в разгар ядерного кризиса в Иране, приложили все усилия, чтобы убедить Америку напасть на Иран и «прихлопнуть голову змеи». Однако ядерное соглашение между Ираном и шестеркой международных посредников убило надежду на подобный исход. Вместо этого Саудовское Королевство стала свидетелем ослабления давления на Иран и возвращения последнего на международную арену. Саудовцы понимают, что восстановление иранской экономики приведет к усилению влияния Ирана в Ливане, Палестине, Йемене, Сирии и Ираке и т.д.

Сразу после прихода к власти новый король Саудовской Аравии попытался «перед лицом угрозы Ирана» показаться решительным и непоколебимым правителем. Вторжение в Йемен стало первым его шагом на посту короля, чтобы доказать это.

С другой стороны Верховный лидер Ирана имеет свою собственную мотивацию. Он опасается, что гибкость, проявленная Ираном в ядерных переговорах, и примирительная позиция правительства президента Хасана Роухани во внешней политике, могут в конечном итоге подорвать позиции ИРИ в регионе. Вот почему он неоднократно утверждает, что Иран, не обращая внимания на чужие мнения, будет продолжать защищать «невинные народы» Сирии, Ирака, Палестины, Йемена, Бахрейна и Ливана.

Аятолла Хаменеи даже предупреждал, что Соединенные Штаты хотят воспользоваться новой обстановкой, сложившейся после ядерного соглашения, чтобы установить свое влияние над центрами «принятия решений» в стране и изменить систему правления Ирана.

Именно поэтому он выбрал воинствующий тон по отношению к Саудовской Аравии. Его послание заключалось в том, что «гибкость» Ирана ограничивается лишь ядерными переговорами, в других аспектах он не собирается уступать, ни в регионе, ни внутри страны.

Два давних соперника - Иран и Саудовская Аравия, сжав кулаки, стоят лоб в лоб и смотрят друг другу в глаза. Но действительно ли они готовы к прямой военной конфронтации?

Малейший военный конфликт между Ираном и Саудовской Аравией приведет к воспламенению всего региона. Крупные державы не смогут просто наблюдать за войной между двумя крупнейшими нефтедобывающими странами, причем, в такой чувствительной зоне, как Персидский залив. Обе страны понимают, что у соперника будет много потерь, однако сами они тоже не заработают большой прибыли. Кажется, что напряженность между Ираном и Саудовской Аравией близка к своему пику, однако какие последствия будут от эскалации конфликта?

Выход из ситуации

Аятолла Хаменеи даже в этой своей речи не забыл упомянуть «Исламские нравы и братское уважение в мусульманском мире». Недавно Верховный лидер Ирана заявлял: «Мы протягиваем руку дружбы всем мусульманским странам региона. Мы не имеет никаких проблем с правительствами мусульманских стран. Естественно, некоторые ближние и дальние страны имеют противоречия, они упрямы, они злобны, но по нашему мнению, наша опора - это дружественные отношения с мусульманскими странами».

Если конфликт все же разразится, то пути решения будут проходить через урегулирование кризисов в Сирии и Йемене. За последние дни крупные державы подтвердили свою решимость урегулировать кризис в Сирии как можно скорее, и в этой связи правительство США поняло, что решить сирийский вопрос без участия Ирана невозможно. Так, например, Федерика Могерини заявила, что процесс достижения всеобъемлющего соглашения с Ираном вокруг ядерной программы может стать моделью разрешения сирийского кризиса.

Может ли эта «демонстрация мускул» стать последним усилием, чтобы с большей уверенностью сесть за мирные переговоры в своей прокси войне? Время покажет:

caspiania.org

Предыдущая статьяПостпред САР при ООН: Примкнувшие к ИГ выходцы из РФ будут "похоронены" в Сирии
Следующая статьяТаджикистан-США: Помощь в сфере безопасности и репрессии