ТАШКЕНТ -- Новости о расколе афганского крыла террористической группировки «Исламское Движение Узбекистана» (ИДУ) демонстрирует ее слабость и расшатанность, говорят наблюдатели.
Отсутствие денег и дезертирство многих членов группировки в ряды «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) приводят группировку в упадок, говорят наблюдатели.
Тем не менее, в Узбекистане органы власти сохраняют бдительность и продолжают проводить информационные мероприятия для разъяснения опасности со стороны ИГИЛ и ИДУ.
Раскол начался прошлым летом
«Явный раскол в ИДУ начался летом 2015 года после присяги лидера ИДУ Усмана Гази "Исламскому государству Ирака и Леванта", - сообщил «Средней Азии в Интернете» политолог, аналитик службы национальной безопасности (СНБ) Бахтиер Ходжаев. - Некоторые полевые командиры расценили это как предательство».
В течение многих лет ИДУ считалось равным Талибану, который сражается с ИГИЛ за лидерство среди афганских мятежников.
«Полевые командиры, отряды которых дислоцированы в провинции Кундуз, дали обещание уничтожить его за разрыв с Талибаном, - подчеркнул Ходжаев. - В ноябре 2015 года в ходе боев между Талибан и ИДУ в провинции Забуль, был взят в плен Нусратулла Муджахид, пресс-секретарь Гази. В это же время Талибан распространил весть о гибели Гази».
В январе, после двухмесячного молчания, Муджахид появился в социальных сетях, таких как «Одноклассники» и «Facebook». Он сообщил, что Гази сдался в плен талибам в обмен на женщин и детей, которых они держали в заложниках в провинции Забуль.
Муджахид сказал, что не может подтвердить смерть Гази.
Обсуждения в социальных сетях, отсутствие денег
Новости об ухудшающейся ситуации ИДУ вызвали бурные дискуссии в социальных сетях, сказала «Средней Азии в Интернете» ташкентский востоковед Линара Юлдашева. Две стороны в социальных сетях - это сторонники ИДУ, выступающие за слияние группы с ИГИЛ, и их противники, сказала она.
Финансовые затруднения делают ИДУ тем, чем она сегодня является, рассказал «Средней Азии в Интернете» ташкентский политолог, Яксарт Садиков, описывая боевиков ИДУ различных мастей, нанимающихся в более богатые террористические группы, такие как ИГИЛ.
«Боевики ИДУ продают свои услуги ИГИЛ, - сказал он. - Поскольку своих подготовленных боевиков у ИГИЛ нет, хорошо обученным боевикам ИДУ они платят [высокие зарплаты]».
«После смерти Усамы Бен Ладена [в 2011 году] ИДУ лишилась основного источника финансирования, - рассказал «Средней Азии в Интернете» ташкентский эксперт по вопросам безопасности Виктор Михайлов. - Были и другие источники финансирования - контроль караванов с наркотиками, контрабанда оружия ... и финансовые вливания со стороны богатых узбеков, которые живут в Саудовской Аравии. Но постепенно эта помощь начала иссякать».
Причины спада доходов, помимо беспорядка в Аль-Каиде после смерти бен Ладена, включают неспособность ИДУ найти сильного лидера, чтобы заменить Джума Намангани и Тахира Юлдашева, сказал Михайлов. Они были убиты в 2001 и 2009 годах. Он также отметил неспособность ИДУ, за 20 лет своего существования, свергнуть узбекское правительство, что привело к потере доверия со стороны спонсоров.
Сокращение численности
Численность боевиков ИДУ сокращается по трем причинам, сообщил «Средней Азии в Интернете» пожелавший остаться неназванным чиновник СНБ. Он привел причины: потери, нанесенные Талибаном; отправку деморализованных членов группировки в Европу под видом беженцев; и отток членов ИДУ к ИГИЛ.
«Мы можем утверждать, чтов настоящее время число боевиков ИДУ не превышает тысячи человек», - сказал сотрудник СНБ .
Просвещение в Узбекистане
Власти в Узбекистане проводят профилактическую работу по ряду направлений. Кроме подготовки персонала служб безопасности, они проводят просветительские мероприятия по информированию общественности.
Полицейские и сотрудники генеральной прокуратуры проводят дискуссии и беседы о необходимости сохранять бдительность в отношении соседей, коллег и незнакомых лиц.
Информационно-пропагандистские события происходят в школах, университетах, махаллях (районные ассоциации) и в других местах.
Шоира Бадырова, мать ташкентского второклассника, посетила недавнее обсуждение.
«Сегодня в проведении родительского собрания в школе [моего ребенка] принимали участие представители прокуратуры и милиции, - сказала она «Средней Азии в Интернете». - Они не просто рассказали о том, как важно сохранять бдительность, но и привели несколько примеров, когда молодые люди из вполне благополучных семей уезжали из страны, чтобы воевать за ИГИЛ».
«Все понимают угрозу со стороны ИДУ и ИГИЛ, - сказал «Средней Азии в Интернете» Баходыр Ходжи, служитель ташкентской мечети. - Члены этих организаций поедают друг друга, как "пауки в банке". У них нет веры, нет единства, нет правды, и мы говорим об этом на каждой проповеди».
В то же время, Узбекистан сохраняет бдительность путем модернизации и перевооружения армии. В последнее время страна уделяет особое внимание модернизации ПВО и других приоритетных видов вооружения, таких как вертолеты, танки, бронемашины, артиллерия и системы коммуникации.
В декабре прошлого года в каждой области проходили учения по борьбе с терроризмом для сотрудников вооруженных сил и правоохранительных органов. Силы безопасности практиковались в предотвращении и реагировании на теракты.
Азиза Малик