АШХАБАД -- С 26 марта по 6 апреля туркменские военные провели учения по всей стране для проверки их боеготовности.
Внезапные учения были проведены в государственном масштабе по приказу президента Гурбангулы Бердымухамедова.
Военные маневры плавно превратились в тактические учения, в ходе которых были разработаны методы взаимодействия войск с местными органами власти и правоохранительными органами.
В ходе учений также проводились показательные действия по ведению воздушного боя, отражению атак противника, ночным и дневным сражениям, обезвреживанию террористов пытающихся просочиться в Туркменистан через границу.
В войсках Туркменистана учения проводятся часто. Только за последние 3 года тактические учения в рамках регионального гарнизона или отдельного рода войск проводились несколько раз в Ахалской и Марыйской областях.
Однако на этот раз учения охватили всю территорию страны. Был вовлечен весь состав вооруженных сил, от генерала до рядового.
Начавшись глубокой ночью, учения первоначально шокировали местное население. Жители успокоились после того, как правительство 27 марта объявило о начале учений.
Телезрители увидели кадры совместных операций, которые проводили различные воинские подразделения.
«Маневры продемонстрировали высокий уровень квалификации личного состава», - сообщила 30 марта информационная телепрограмма «Ватан».
Напряженность на границе
Наблюдатели обсудили возможные причины, которые могли побудить Бердымухаммедова начать внезапные учения.
В интервью Туркменской службе Радио Свободная Европа/Радио Свобода 30 марта, зарубежный военный консультант Александр Гольц заявил, что интенсивные боевые действия в северных провинциях Афганистана вызвали обеспокоенность Бердымухамедова.
«[Боевые действия в Афганистане] представляют опасность для всех стран Средней Азии», - отметил Гольц.
В Туркменистане граждане придерживаются различных точек зрения на цели учений.
Некоторые из них, как и Гольц, объясняют проведение учений обеспокоенностью по поводу террористических группировок на севере Афганистана, таких как Талибан, «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и Исламское движение Узбекистана (ИДУ).
Другие считают, что правительство, возможно, пытается предотвратить радикализацию в стране таким образом.
«За нынешними военными приготовлениями можно увидеть и опасность со стороны Афганистана, и вероятность радикализации части общества... возможны и другие причины, о которых мы не знаем», - сказал «Средней Азии в Интернете» ашхабадский журналист Ораздурды, который в прошлом был в составе пресс-службы президента.
Должностные лица в Министерстве обороны и остальные власть предержащие вполне спокойно относятся к разным теориям.
По их словам, все действия направлены на укрепление боеготовности вооруженных сил и не выходят за рамки утвержденной в январе Военной доктрины Туркменистана.
«Наша военная доктрина носит сугубо оборонительный характер и нацелена на защиту национальных интересов», - сказал «Средней Азии в Интернете» офицер Министерства обороны, принимавший непосредственное участие в маневрах.
Джумагулы Аннаев