CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Туркменистан продвигается на газовый рынок Южной Азии

8 апреля 2016

Несмотря на скепсис некоторых экспертов относительно продвижения проекта строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), история которого началась с Ашхабадской декларации 2010 года, дело сдвинулось с мертвой точки.

Госконцерн "Туркменгаз", который является лидером консорциума TAPI Pipeline Company Limited, и вошедшие в него в декабре 2015 года в качестве акционеров Afghan gas Enterprise (Афганистан), Inter state gas systems (Private) Limited (Пакистан) и Gail Limited (Индия) накануне пришли к своему первому инвестиционному соглашению.

"Это можно считать прорывом и хорошим стимулом для дальнейшего оптимизма и необходимых работ - теперь уже от туркмено-афганской границы и далее", - сказал туркменский экономист, пожелавший остаться неназванным.

Дело в том, что 13 декабря 2015 года началось строительство 200-километрового туркменского участка межгосударственного трубопровода, который "Туркменгаз" строит на свои деньги и своими усилиями. На этом участке уже начались сварочные работы.

Теперь акционеры TAPI Pipeline Company Limited договорились вместе вложить 200 миллионов долларов в этот региональный амбициозный проект, который призван покрыть растущее энергопотребление в Индии и Пакистане, где к 2030 году потребности могут вырасти вдвое, и облегчить дефицит энергоресурсов в транзитном Афганистане.

Ожидается, что первые взносы будут потрачены на изыскательские работы. Все это позволит провести исследования по оценке географии будущей трассы, экологических рисков и поможет обозначить окончательную сумму необходимого для проекта финансирования. Сейчас эти цифры варьируются в пределах 7-10 миллиардов долларов.

По первоначальным оценкам, протяженность трубопровода от туркменской границы составит 1600 километров: 774 километра будут проложены по территории Афганистана (по маршруту Герат, Кандагар), 826 километра - территории Пакистана (Кветта, Мултана). Конечный пункт - населённый пункт Фазилка на границе Индии с Пакистаном.

Ресурсной базой ТАПИ станет туркменский "Галкыныш" - второе по величине газовое месторождение в мире (после Южного Парса). Проектная мощность газопровода ТАПИ - до 33 миллиардов кубических метров газа в год.

Сдать газопровод ТАПИ в эксплуатацию, включая вспомогательную наземную инфраструктуру, планируется в декабре 2019 года.

Азиатский банк развития (АБР), продвигающий ТАПИ в роли транзакционного советника проекта, ранее писал, что после сложных переговоров газопровод, который соединит одного из крупнейших энергетических поставщиков Центральной Азии с критически нуждающимся рынком Южной Азии, в шаге от действительности.

В октябре 2015 года руководство АБР сообщало, что банк может выступить в качестве одного из инвесторов ТАПИ и не ограничится лишь финансированием, но и окажет содействие в привлечении кредитных сторон, в привлечении других заинтересованных финансирующих сторон и инвесторов. АБР, как было заявлено, может выступить перед финансирующими сторонами и как гарант. Известно, что участие в проекте официальный Ашхабад предложил и Исламскому банку развития (ИБР).

Шон О'Салливан, гендиректор департамента АБР по Центральной и Западной Азии в распространенном банком сообщении отметил, что ТАПИ является примером ключевой роли АБР по продвижению регионального сотрудничества и интеграции за последние 20 лет.

"ТАПИ раскроет экономические возможности, трансформирует инфраструктуру, диверсифицирует энергетический рынок для Туркменистана и повысит энергетическую безопасность региона", - сказал О'Салливан.

В интервью газете "Нейтральный Туркменистан" он сказал, что в ближайшие два года банк готов открыть Туркменистану кредитную линию в один миллиард долларов на проекты по развитию железнодорожных коридоров, выработке и поставке электроэнергии.

По словам О'Салливана, учитывая огромные энергоресурсы и выгодное геополитическое положение Туркменистана, деятельность АБР сосредоточена на транспортных и энергетических сферах.

В то же время сторонние наблюдатели обращают внимание на то, что помехой этому грандиозному проекту может стать напряженная ситуация в Афганистане. В связи с этим официальный Ашхабад неоднократно выражал готовность провести у себя переговоры под эгидой ООН по восстановлению мира в Афганистане.

Зампомощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Дэниел Розенблум, выступая в ноябре прошлого года в Ашхабаде на нефтегазовой конференции, касаясь вопроса обеспечения безопасности трубопровода, особенно на территории Афганистана, отметил, что в мире немало примеров, когда не только трубопроводы, но и электросети и другая энергетическая инфраструктура проходили через достаточно проблематичные регионы, где вопрос безопасности также стоял очень остро.

"И тем не менее, были найдены пути для того, чтобы обеспечить безопасность этой инфраструктуры. То есть такие пути существуют, и я уверен, что партнеры в этом проекте - правительства, страны, частные инвесторы - смогут найти такие пути и обеспечат безопасность. Это может быть нелегко, но это возможно", - сказал американский дипломат.

Туркменистан на данный момент является поставщиком газа в Китай и Иран. Традиционный импортер туркменского газа, российский "Газпром", в начале 2016 года в одностороннем порядке заявил о расторжении долгосрочного контракта, подписанного еще в 2003 году.

Сейчас Туркменистан и Евросоюз активно ведут переговоры относительно перспектив газового сотрудничества. "Южный газовый коридор", включающий и проект Транскаспийского газопровода, остается приоритетом для Брюсселя.

Проект прокладки 300-километрового газопровода по дну Каспия к берегам Азербайджана является оптимальным для доставки туркменских ресурсов на европейский рынок. Далее туркменское топливо может попасть в Турцию, которая граничит с европейскими странами.

Гусейн Гасанов, обозреватель Trend

trend.az

Предыдущая статьяПредставители спецслужб стран ШОС собрались в Ташкенте
Следующая статьяПрезидент Казахстана совершит визиты в Иран, Турцию и Узбекистан