Хотя Октябрьская революция произошла за тысячи километров от Центральной Азии и н е отражала местные политические тенденци и, она оказала очень глубокое влияние на ж изнь региона.
Советская система, отличавшаяся жестокос тью и ни в грош не ставившая человеческую жизнь, однако, не была просто продолжение м русского колониализма в иной форме. В Це нтральной Азии она была мощным двигателе м прогресса, превратившим неассимилирова нные в культурном и политическом плане ко лонии Российской империи в национальные государства, известные нам сейчас. Советс кий режим оставил явный отпечаток на госс труктурах, институтах и идентичности все х пяти постсоветских центральноазиатски х стран.
?Революция пришла по телеграфу? ? так опис ал историк Марко Буттино приход Февральс кой и Октябрьской революций в Центральну ю Азию в 1917 году. Описание правдиво и по от ношению к другим уголкам обширной импери и за пределами столицы и Москвы. Также сто ит отметить, что если Февральскую революц ию широко приветствовали, то этого нельзя было сказать о захвате власти большевика ми.
На просторах Российской империи большеви кам оказывали массовое сопротивление. Да же другие социалистические и революционн ые партии считали их власть незаконной. В Центральной Азии, все еще не оправившейся после восстания 1916 года и его подавления, Октябрьская революция в еще меньшей мере отражала чаяния населения, чем в европейс кой части империи. В частности, в Ташкент е, столице Туркестанского генерал-губерн аторства (в которое входили современные У збекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыр гызстан и южная часть Казахстана), Ташкен тский Совет объявил о взятии власти в сво и руки.
Первым решением Ташкентского Совета, сос тоявшего почти полностью из европейских работников железной дороги и солдат, запр ещалось вступление в него представителей местного мусульманского населения. Члены Совета следовали той логике, что революци я ввела диктатуру пролетариата, а мусульм ане были слишком отсталыми, чтобы иметь с обственный пролетариат. Иными словами, эт о была попытка более бедных европейцев за хватить в свои руки власть и колониальные привилегии, которыми раньше пользовался правящий класс ? царистские чиновники и а рмейские офицеры.
Естественно, мусульманское население не стало сидеть сложа руки. Ранее в 1917 году о но получило контроль в Ташкентской город ской Думе (в рамках единственных более ил и менее свободных выборов в Центральной А зии) и теперь ответило на захват Советом в ласти, объявив о формировании мусульманс кой Туркестанской автономии (известной т акже как Кокандская автономия) со столице й в богатом хлопком Коканде. Между тем в с тепях на севере генерал-губернаторства г руппа казахских интеллектуалов под руков одством Алихана Букейханова, Ахмада Байт урсунова и Миржакупа Дулатова объявила о б учреждении Алашской автономии (Алаш-Орд ы). Ни одна из этих двух автономий не заявл яла о независимости ? обе они старались п олучить автономию в рамках реформированн ой Российской империи.
Также ни одна из этих попыток установить самоуправление не увенчалась долгосрочн ым успехом. Главным недостатком Кокандск ой автономии и Алаш-Орды в бурные 1917-1918 го ды было отсутствие у них собственной арми и. В феврале 1918 года Ташкентский Совет пре дпринял штурм Коканда, в котором наряду с русскими рабочими, солдатами и поселенца ми участвовали также члены армянской пар тии ?Дашнак? и бывшие пленные австро-венге рские солдаты. В результате штурма, остав ившего Коканд в руинах, погибли порядка 14 тыс человек. Выжившим членам правительст ва автономии ? в частности, казахам Мухам еджану Тынышпаеву и Мустафе Чокаю ? позж е, в 1920-е годы, удалось сделать политическ ую карьеру: Тынышпаеву в качестве советск ого функционера, а Чокаю ? критика в эмигр ации.
Алаш-Орда продержалась немного дольше, сн ачала заключив союз с сибирскими сторонн иками автономии, потом поспешно наладив о тношения с Комитетом членов Всероссийско го Учредительного собрания (первого анти большевистского всероссийского правител ьства), затем договорившись с правительст вом адмирала Колчака, и, в завершении, вст ав на сторону большевиков и Красной арми и. Метания автономии показывают, наскольк о хаотичной была политическая и военная с итуация в тот период на фоне гражданской войны, разгоревшейся на территории всей и мперии.
Кроме того, оренбургские казаки под предв одительством атамана Дутова сформировал и крыло Белой оппозиции большевикам. Когд а они отрезали железнодорожное сообщение на отрезке Оренбург-Ташкент в конце 1917 го да, в Центральную Азию прекратились поста вки зерна, вызвав массовый голод.
В Семиречье также ненадолго появилась ка зачья автономия, а эмир Бухары в ответ на захват власти большевиками объявил незав исимость. В марте 1918 года он жестоко подав ил попытку захвата власти представителям и Младобухарской партии, заключившей неп ростой союз с Ташкентским Советом.
Кампания по возвращению советами контрол я над Центральной Азией была проведена то лько в 1919-1920 годы под руководством Михаил а Фрунзе, переселенца бессарабского прои схождения, родившегося в городе Пишпек (с овременный Бишкек) в Семиречье. Как призн ается даже в официальных версиях событий того периода, данная военная кампания ста вила целью не только борьбу с антибольшев истским сопротивлением, но и приведение м естных советов под контроль центра и устр анение идеологических отклонений. В 1920 го ду Фрунзе взял Хиву и Бухару, но в Фергане и восточной части Бухарского эмирата, а т акже на части туркменских земель, разгоре лось сельское антисоветское движение, из вестное под названием басмачества. Подав ить басмаческое движение Красной армии н е удавалось до 1926 года.
Хотя Красная армия одержала победу на пол е боя, советская власть в Центральной Ази и была очень слабой и практически не подд ерживалась коренным населением. Ленин и С талин (занимавший тогда пост комиссара по национальностям) поняли, что им нужны мес тные союзники, причем не только из числа е вропейских поселенцев, которые больше ин тересовались сохранением своих колониал ьных привилегий нежели распространением революционных идей среди центральноазиа тских масс.
Временным решением было заключение союза с элементами дореволюционной центрально азиатской интеллигенции, многие из котор ых принимали участие в образованиях врод е движения младобухарцев и Алаш-Орды. При мечательными примерами являются Файзулл а Ходжаев, ставший первым главой Узбекско й коммунистической партии, и Ахмад Байтур сунов, занявший пост комиссара по просвещ ению в Казахской автономной республике. Х отя некоторые из них, включая казахского лидера Турара Рыскулова, действительно б ыли убежденными коммунистами, многие сов сем не разделяли коммунистические идеал ы. Для последних союз был браком по расчет у ? интеллектуалы получали некоторую вла сть, которой у них раньше никогда не было, а большевики могли таким образом укрепит ь свою власть над центральноазиатским об ществом.
С 1921 года советский режим начал проводить политику коренизации в Центральной Азии и прочих нерусских регионах, в связи с чем историк Терри Мартин назвал советское го сударство этого периода ?антидискриминац ионной империей?.
В рамках новой политики представителям к оренного населения Центральной Азии выде лялось гарантированное число рабочих мес т в промышленных, административных и поли тических структурах. Также проводились к ампании по эмансипации женщин, борьбе с б езграмотностью и закреплению советской и деологии. Дух первых лет советского перио да был радикально антиколониалистским, о твергающим не только западные колониальн ые империи, но и наследие царистского реж има и российского колониализма в Централ ьной Азии.
В 1924 году был создан ряд новых центрально азиатских республик. Вопреки распростран енному мнению, границы республик не были просто навязаны Москвой, а чертились с уч етом местных национальных проектов, в том числе появившихся еще до революции. На ст аром фундаменте были созданы новые нацио нальные идеологии, языки, исторические хр оники. С течением времени каждая из этих р еспублик обрела собственные национально- культурные институты, в том числе академи и наук, университеты, библиотеки, театры о перы и балета. Центральноазиаты перестал и быть ?инородцами? (как их называли до 1917 года), превратившись в советских граждан, пользовавшихся относительно равными пра вами с жителями России, хотя предоставляе мые советским гражданском права и были ил люзорными.
Однако коренизация в своей ранней, радика льной форме просуществовала только до ко нца 1920-х годов. По мере роста уверенности советского режима в своем контроле над Це нтральной Азией, в высших эшелонах компар тии начала расти обеспокоенность по пово ду местного национализма. В конце 1920-х нач ались первые репрессии в отношении перво го поколения национальных лидеров и инте ллигенции, сотрудничавших с советским ре жимом.
Рыскулова объявили ?врагом народа? и расс треляли в начале 1938 года. Файзуллу Ходжае ва, сыгравшего значительную роль в создан ии Компартии Узбекистана и УзССР, казнили чуть позже в том же году наряду с Бухарины м и Рыковым в рамках сталинских показател ьных процессов. Его обвинили в попытке св ержения советской власти.
Наряду с другими районами СССР, иницииров анная Сталиным коллективизация больно уд арила по Центральной Азии. Особо пострада л Казахстан, где коллективизация проводи лась одновременно с насильственным перех одом к оседлости, приведшим к массовой ги бели скота. Из-за последовавшего голода и болезней погибло 35% казахского населения ? 1,5 млн человек.
К моменту начала войны в 1941 году Централь ная Азия была полностью инкорпорирована в СССР и находилась под полным контролем сталинского аппарата террора. Многие вне шние наблюдатели полагают, что к этому вр емени была полностью свернута политика а нтиколониализма, предоставления равных п рав представителям местного населения и формирования национальной идентичности народов региона. Национальные республики не расформировали, но их автономия сущест вовала лишь на бумаге ? она служила прикр ытием для новой российской колонизации.
Поток славян в регион из европейской част и России нарастал на протяжении 1950-60-х год ов. Они стали составлять большинство насе ления крупных городов, таких как Алматы и Ташкент. Русский язык стал использоватьс я повсеместно, иногда в ущерб коренным яз ыкам. Трансформация большей части Узбеки стана, Таджикистана и Туркменистана в гиг антскую хлопковую плантацию, обеспечиваю щую нужды российской промышленности, ста ла очень напоминать классическую колониа льную систему, особенно когда ирригацион ные нужды плантации привели к высыханию А ральского моря. Историк Роберт Конквест н азвал Сталина ?крушителем наций?.
Но в реальности ситуация была немного бол ее многогранной: советские лидеры, несомн енно, усилили политический и экономическ ий контроль над Центральной Азией начина я с 1930-х годов. Но советские усилия по разв итию национальной идентичности не прекра тились полностью, особенно в сфере культу ры. Во всех центральноазиатских республи ках развивалась национальная культура ? языки, литература, музыка, ? и многие люби мые национальные поэты и писатели регион а, включая Ауезова и Есенберлина в Казахс тане, творили именно в советский период.
Кроме того, автономия центральноазиатски х республик не была полностью эфемерной, особенно в том, что касается внутренней п олитики. Хлопковая политика, конечно, нос ила эксплуатационный характер и наносила ущерб окружающей среде, но самыми активны ми ее проводниками были именно местные па ртийные функционеры в Узбекистане и Турк менистане. Широко известен случай, когда Шараф Рашидов, в течение долгого времени занимавший пост первого секретаря Компар тии УзССР, заставил Москву платить респуб лике за хлопок, который не то что не был со бран, но даже не засеивался.
В Казахстане Динмужаммад Кунаев провел ?в торую коренизацию?, в рамках которой соот ношение этнических казахов на государств енных должностях выросло более чем вдвое, превысив 60%, хотя одновременно происходил о сокращение использования казахского яз ыка. Желтоксанские протесты в Алматы в 1986 году и их жестокое подавление были ярким напоминанием о продолжавшемся конфликте между национальной и советской идентично стью.
Долгосрочное влияние Октябрьской револю ции на Центральную Азию носит смешанный х арактер. Первые годы советской власти соп ровождались террором, репрессиями и голо дом. Но последние 30 лет советского правле ния выигрывают в сравнении с китайским ко лониальным правлением в Синьцзяне, где ку льтурная и политическая автономия этого региона в гораздо большей степени ограни чивалась Пекином, или в сравнении с Афган истаном, который по всем показателям чело веческого развития значительно отставал от любой из пяти советских республик даже до начала разрушительного конфликта в 1979 году.
Всеобщая грамотность, сравнительно эффек тивная система здравоохранения, развитая сеть железных дорог, б?льшая степень генд ерного равенства чем во многих других стр анах исламского мира, значительная масса высокообразованного и высококвалифициро ванного городского населения ? все это до стижения советского периода.
С другой стороны, в сфере экологии советс кое наследие носит практически постность ю негативный характер ? уничтожение Арал ьского моря, радиационное загрязнение вс ледствие ядерных испытаний, растущее зас оление почв и прочие формы хронического з агрязнения окружающей среды.
В политической сфере, за частичным исключ ением Кыргызстана, авторитарные традиции советских времен пока не позволяют центр альноазиатским государствам перейти на б олее репрезентативные формы правления.
Ну и, в заключении ? плохо это или хорошо ? еще одним долгосрочным последствием сове тского периода является культурная и лин гвистическая русификация.
by Александр Моррисон Александр Моррисон является научным сотр удником и научным руководителем по истор ии в Новом колледже Оксфордского универс итета. В 2014-2017 годах он преподавал историю в Назарбаев Университете в Астане. Также он является автором труда ?Российское гос подство в Самарканде в 1868-1910 гг. Сравнение с Британской Индией? (Оксфорд, 2008 г.). Сейча с он работает над исторической книгой о р оссийском завоевании Центральной Азии.