Эдуард ПОЛЕТАЕВ, Ербол ЖУМАГУЛОВ, Алматы
Экономическое влияние Китая в Казахстане вызывает протесты
Граждане Казахстана возмущены китайской экономической политикой, опасаясь ущемления своих экономических интересов.
Провинциальную тишину небольшого областного центра Казахстана, города Тараз, имеющего 2000-летнюю историю и располагающегося на одном из направлений Великого Шелкового пути, в январе нарушила многолюдная акция протеста.
Недовольные таразские торговцы, представители малого бизнеса, тысячной толпой перекрыли все подъезды к акимату (мэрии) города, парализовав тем самым, движение на центральных улицах. Они требовали, чтобы к ним вышел аким (губернатор) области Серик Умбетов.
Акция протеста случилась после того, как жители узнали о строительстве в городе Таразе крупного китайского торгового центра. Таким образом, считают протестующие, будет подорван их бизнес, который для большинства из них является единственным источником заработка.
Предыстория выглядит следующим образом. Крупнейшие в Центральной Азии рынки, торгующие товарами, привезенными из Китая находятся в бывшей столице Казахстана городе Алматы. Ежедневно туда с китайской границы по автодороге Джаркент-Алматы, а также поездом из Урумчи прибывают тонны дешевых изделий китайской промышленности.
Из Алматы же во все города Казахстана, а также в соседние Кыргызстан, Узбекистан и Российскую Федерацию отправляются десятки тысяч "челноков" (мелкооптовых покупателей) с целью перепродать свой нехитрый товар на местах, и обеспечить тем самым средства к существованию себе и своей семье.
Только в Казахстане эта огромная армия торговцев, называемых статистиками "самозанятым населением", по неофициальным данным превышает 1 миллион человек.
Крупные рынки, торгующие китайским товаром, обеспечивают немалые доходы для бюджета города Алматы и этот факт сильно растревожил власти Тараза, бюджет которого значительно пополняется с помощью дотаций республиканского бюджета. Тут и появилась идея о строительстве крупного рынка с привлечением китайского капитала со стратегической целью сделать Тараз вторым крупнейшим торговым центром в стране.
Сегодня жители некогда крупнейшего промышленного центра в регионе, страдают от нищеты и безработицы. В Таразе большинство предприятий не работает, да и те, что работают, загружают свою производственную мощность в неполную силу. Многих выручает лишь торговля.
Алма, представитель протестующей стороны в интервью одному из казахстанских телеканалов заявляет: "Мы категорически против строительства китайского торгового центра. Если китайцы напрямую будут везти свой товар сюда, то цены упадут, и нам станет невыгодно привозить тот же самый товар из Алматы, и мы останемся без работы. А другого способа прокормиться у нас нет".
Аналогичные проблемы возникли у одного из торговцев на алматинском рынке "Рахат", по соседству с которым несколько лет назад расположился китайский торговый центр "Ялян". Еркен Мухамеджанов - мелкий предприниматель, приехал в Алматы с целью заработать деньги и купить здесь квартиру. "Цель была так близка, - рассказывает Еркен,- но построенный новый китайский центр переманил к себе большинство покупателей, и на нашем рынке половина мест торгующих опустела". Торговля пошла плохо, и, расставшись со своей мечтой, Еркен вернулся к себе домой, в город Кустанай.
Что касается событий в Таразе, интересен тот факт, что власти города, напуганные акцией протеста, заявили, что решение по строительству китайского торгового центра никто не принимал и вряд ли примет. Торговцы поверили и разошлись. Но, в порыве возмущения, они обещали, что в случае обмана властей, они пойдут на крайние меры, вплоть до голодовок и самосожжений.
Ситуация в Таразе - это лишь часть проблемы. Так, местный персонал совместного казахстанско-китайского предприятия "Актобемунайгаз", занятого добычей нефти и газа на северо-западе Казахстана около областного центра, города Актобе, периодически в течение последних лет проводил акции протеста, направленные против политики китайского инвестора. Местные рабочие возмущались низкой заработной платой и тяжелыми условиями труда, в то время как китайские менеджеры получали за свою "не пыльную" работу баснословные по местным меркам гонорары, при этом игнорируя нужды своих подчиненных.
35-летняя гражданка Казахстана высказывает свое недовольство в местной газете "Экспресс-К": У своей бывшей китайской работодательницы-миллионерши я проработала восемь месяцев, и не выдержав каторжного труда, уволилась. Очень тяжело стоять на базаре в 40-градусный холод и 30-градусную жару с утора до ночи. У меня на щеках черные круглые шрамы - следы ожогов и обморожений. Я потеряла в весе с 68 до 52 килограммов, и в свой 35 лет выгляжу, как 50-летняя. Мне очень обидно за то, что китайцы относятся к нам, будто к скоту, с которым можно не церемониться. Меня выжали, как лимон и выбросили с подорванным здоровьем на улицу.
"Китайцы понемногу осваивают Казахстан, - рассказывает Сергей Андреев, местный бизнесмен, - если не сдерживать на правительственном уровне экономическую экспансию соседней страны, боюсь, что через некоторое время придется учить китайский язык".
Китайские бизнесмены тонко чувствуют местную экономическую конънюктуру К примеру, последние модели одежды от крупнейших мировых товаропроизводителей появляются из Китая и в Казахстане продаются под видом эксклюзива в фирменных бутиках и салонах. Еще позже, эта модель появляется на рынках в большем количестве, дешевле и худшего качества.
Ольга, бывшая швея алматинской трикотажной фабрики высказывает свое недовольство: "Китайская продукция, несмотря на сомнительное качество, находится вне конкуренции. Она в значительной мере подрывает экономику нашей страны. Мужская футболка, изготовленная в Казахстане обходится покупателю в несколько раз дороже китайской. А потому и наши предприятия остановились, не выдержав конкуренции".
Кроме того, экономической экспансии не в силах противостоять власти республики, слабые попытки которой поддержать отечественного производителя привели к успеху лишь в пищевой и вино-водочной промышленности, аналогичная китайская продукция которых не пользуется спросом в силу различия вкусов и традиций.
Еще в советские времена у многих существовал страх перед китайской экспансией. Сейчас он увеличился намного больше. Потому, что китайцы уже здесь.
Постепенно, во всех ключевых экономических сферах они занимают свои, пока еще небольшие позиции. В Казахстане уже есть представительства китайских банков, Китайской национальной нефтяной компании, авиакомпания, торговые центры, рестораны.
Расчетливые, прагматичные и трудолюбивые китайцы ищут любую возможность для работы, а китайское правительство это всячески приветствует и поощряет. Значительная часть китайских трудовых мигрантов таким образом и отправилась на заработки в Казахстан.
По информации местной газеты "Время ПО": "В Китае говорят, что если знаешь русский язык, то можно ехать в Казахстан открывать ресторан"
Однако, китайцам делать свой бизнес в Казахстане не так-то легко. Этому мешает не только прохладное и негостеприимное отношение местных жителей, акции протеста недовольных, но и здешний стереотип: "все китайское - плохое" . Это потому, что в Казахстан товары, в своем большинстве поступают с соседнего Синьцзянь-Уйгурского автономного района Китая - наиболее бедной и экономически неразвитой китайской провинции.
28-летний Мао, знакомый одного из авторов статьи рассказывает: "Проблем у нас много. Мы плохо знаем язык, не знаем местных законов. Нас часто бьют и грабят. Я знаю случаи, когда мой друг из Урумчи исчез и больше я его не видел. Дома, насколько я знаю, он тоже не появлялся".
По этому поводу одна из местных газет опубликовала шутку, широко распространенную в среде казахстанских китайцев: "Сюда бы одного из наших губернаторов - он бы навел здесь порядок".
Все это говорит о том, что в стране назрела серьезная проблема. Но протест казахстанцев наталкивается противостояние и интересы властных структур. Китай, как инвестор с огромным потенциалом и перспективами, представляет для властей Казахстана большую важность.
Бизнесмен Сергей Андреев имеет опыт сотрудничества с гражданами Китая и считает, что "китайцы любят тратить деньги на взятки местным чиновникам, зная, что это себя окупит. А потому и китайские власти всячески потворствуют любым своим интересам в Казахстане".
Это мнение подтверждает и красноречивый факт недавнего визита в Казахстан Китайской делегации во главе с рядовым членом Госсовета КНР Исмаилом Амэтом, которая была принята казахстанской стороной рангом выше, на уровне предыдущего визита главы нижней палаты парламента Российской Федерации Геннадия Селезнева.
Часть наших граждан свой протест против китайской экономической экспансии выражает на бытовом уровне. Алматинские рынки полны историй об избиениях и ограблениях граждан Поднебесной Империи.
Но у китайской диаспоры в Казахстане свои законы. Поддерживая друг друга и давая взятки местным властям, они продолжают вести свой бизнес, и наращивают тем самым свое экономическое присутствие.