бала на корабль Лидеры "шанхайской шестерки" мило потолковали во время прогулки по Неве
Владимир Скосырев
Историческая деятельность - не мостовая Невского проспекта, предупреждал Чернышевский. Он не мог предполагать, что в ХХI веке помощники сильных мира сего так поднатореют в подготовке важных договоров, что заключение их будет доставлять главам государств не больше хлопот, чем при царях прогулка в коляске по Невскому.
Не приходится удивляться, что международно-правовое оформление ШОС - Шанхайской организации сотрудничества, куда входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, прошло в Питере без сучка и задоринки. Президенты Путин, Цзян Цзэминь, Назарбаев, Акаев, Рахмонов и Каримов поставили подписи под хартией, или уставом, ШОС, соглашением об образовании региональной антитеррористической структуры, а также политической декларацией.
Церемонии подписания предшествовала дискуссия в танцевальном зале Большого дворца Петродворца, после чего государственные мужи погрузились на теплоход, который проплыл по Финскому заливу и Неве. Тем самым было выполнено пожелание Путина, который сказал, что встреча должна пройти не только с пользой, но и доставить удовольствие участникам. А по поводу достигнутых соглашений хозяин Кремля, как и его коллеги, не поскупился на высокие оценки. По словам Путина, ШОС отвечает коренным интересам всех стран, входящих в организацию, и внесет вклад в глобальную борьбу с терроризмом.
Хотелось бы, чтобы это предсказание сбылось. Но ведь для того, чтобы новая группировка работала эффективно, нужны деньги. А бывшие советские республики, как показывает опыт функционирования оборонительных структур в рамках СНГ, не очень-то щедро на них отстегивают средства. У КНР бюджет тоже не резиновый. Так кто же будет нести бремя? На эту тему высказался Нурсултан Назарбаев, предложивший финансировать постоянно действующие органы ШОС на долевом принципе. Но будут ли это доли равные или разные, предстоит определить. Зато известно, где эти органы разместятся: антитеррористическое учреждение - в Бишкеке, а секретариат - в Пекине. Скорее всего, китайцам и придется взять на себя основные расходы на содержание секретариата. Это для них будет как бы платой за сохранение влияния на ШОС, которую Пекин рассматривает, в частности, как орудие противодействия американскому военному присутствию по периметру Поднебесной.
Формально группировка основана на принципах равноправия. Но политическая декларация показывает, что одни ее члены более равны, чем другие. В документе говорится, что правительство КНР - единственное законное правительство, представляющее весь Китай, а "Тайвань - неотъемлемая часть территории Китая". Если учесть, что остальные участники ШОС не желают иметь никакого отношения к спору между Пекином и Тайбэем и установили с Тайванем экономические и культурные связи, то сразу будет ясно, кто настоял на включении этого пассажа в текст декларации.
Впрочем, и России тоже удалось провести в декларацию важный для нее пункт. ШОС призвала к продолжению политико-дипломатических усилий по урегулированию проблемы Ирака. Это можно истолковать как ответ на угрозу Вашингтона разобраться с Саддамом Хусейном военным путем.
Что же касается критики в адрес ШОС со стороны Ислама Каримова (см. вчерашний номер "Времени МН"), то так и осталось загадкой, чем конкретно недоволен президент Узбекистана. По мнению агентства Рейтер, Ташкент пытается дистанцироваться от влияния Пекина и Москвы, считая своим главным защитником США.