CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ТУРКМЕНБАШИ ПРИКРЫЛ КАБЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

6 августа 2002

ПРИКРЫЛ КАБЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ По указу президента Туркменистана отключены сети кабельного телевидения после выхода серии критических материалов. Нязик Атаева, Ашгабат

Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов решил положить конец тому, что на его языке называется «незаконной трансляцией телепрограмм через спутник», тем самым все более изолируя свой народ от информации из-за рубежа.

С 15 июля - после показа по одному из кабельных телеканалов ряда критических российских передач о Туркменистане - в туркменских городах началось оперативное отключение кабельного телевидения.

То, что жители Туркменистана и так страдают от «информационного голода» - широко известно. Три национальных канала на туркменском языке и ретрансляция российского канала ОРТ по три часа в сутки после обязательной предварительной цензуры - вот и все, на что могут рассчитывать туркменские телезрители.

Не удивительно, что появившаяся недавно система кабельного телевидения получила широкое распространение в городах Туркменистана, позволяя за относительно небольшие деньги смотреть несколько российских каналов.

Система представляет собой набор аппаратуры, обеспечивающей прием спутникового сигнала и его распространение по кабельной сети. Ретранслируемый пакет включает российские телеканалы ОРТ, РТР, НТВ, ТНТ, РЕН-ТВ, АСТ, ДТВ и «Культура». Владельцами сетей являются частные предприниматели и фирмы.

Однако подобная «информационная свобода» длилась недолго. 22 июля президент созвал экстренное совещание руководителей правоохранительных органов, на котором заявил следующее: «В Ашгабате и других областных центрах расплодились фирмы, предоставляющие услуги так называемого кабельного телевидения. Как правило, они не имеют лицензий и не зарегистрированы в установленном порядке».

«А что, если завтра по этим каналам начнут передавать провокационные материалы, направленные против нас? Равнодушие - это самое большое зло. Когда дело касается Родины, народа, нужно действовать быстро и решительно», - сказал Туркменбаши.

Кабельным операторам предложено либо незамедлительно перерегистрироваться в качестве акционерных обществ с обязательным государственным участием, либо прекратить свою деятельность.

Среди фирм, занимающихся кабельным телевидением, возникло сильное замешательство. «Удивляет тот факт, как вообще наша деятельность стала возможной, и почему о ней до сих пор не было известно? Но мы ведь не вчера возникли. Мы успешно работаем уже полгода, и о нашей деятельности известно и районным администрациям, и Министерству связи. А после трансляции передачи одного из российских каналов о Туркменистане нами вдруг заинтересовались органы МВД. Даже провели «беседы» со всеми владельцами кабельных сетей», - рассказывает сотрудник одной из фирм.

Серия передач, о которых идет речь, вышла в эфир на российском канале РЕН-ТВ. Автор - тележурналистка Ася Гойсман - показала Туркменистан и его лидера не в радужно-хвалебном свете, как в местных СМИ, а с обнажающей реалии туркменского общества остротой.

Туркменбаши действовал в данном случае с беспрецедентной решительностью, поэтому в Туркменистане показано было только две передачи из запланированной серии.

Изоляционистский режим Ниязова настойчиво сохраняет за собой право решать, что можно, а что нельзя смотреть и слушать 4-миллионному населению Туркменистана. Иностранные печатные издания давно под запретом, а Интернет-сайты оппозиции блокированы.

В своем отчете по итогам 2001 года правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» признала Туркменистан страной с одной из самых жестких в мире цензур в отношении Интернета. В стране существует лишь один государственный провайдер. В отчете также отмечается, что репрессивные меры туркменского руководства в отношении прессы привели к почти полному ее исчезновению.

При этом власти все же опасаются негативной реакции телеаудитории на подобные карательные меры. Население Туркменистана доведено до отчаяния беспросветным экономическим застоем и назойливым культом личности своего руководителя.

Вот что рассказала одна жительница Ашгабата: «С отключением кабельного телевидения в наших квартирах вновь воцарилась тишина. Оно было для нас как «окно» в мир, и теперь его закрыли. Услуги эти стоили недорого и были доступны большинству граждан, а покупка индивидуальной спутниковой антенны моей семье не по карману. Да и где гарантия, что завтра власти не введут запрет и на индивидуальные "тарелки"»?

Нязик Атаева - псевдоним журналистки из Ашгабата

iwpr.net

Предыдущая статьяВ Киргизии снизилась активность экстремистских религиозных организаций - МВД
Следующая статьяСОСТОЯНИЕ ЗОЛОТЫХ ПРИИСКОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ ВНУШАЕТ ОПАСЕНИЯ