CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

icb.kg

УЙГУРЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ: КТО ОНИ?

9 августа 2002

В КЫРГЫЗСТАНЕ: КТО ОНИ? С.Калпетходжаева, газета "Багыт", Кыргызстан

В последнее время настораживает опасная тенденция показа уйгуров как пособников ваххабитского движения, участников боевых действий на стороне чеченских бандформирований, а также исламского движения Талибан а Афганистане, волной прокатившийся по российским и местным средствам массовой информации.

Проблема не только в том, что уйгуры для большинства населения представляются сторонниками исламского фундаментализма и фанатичных настроений. Опасность в том, что политизированная война, развернувшаяся на территориях близлежащих к бывшему СССР, а также частично в них, и нередко связанная с героиновой проблемой, приобретает в глазах большинства уйгуров формы праведной, антиколониальной войны за веру и свободу мусульман. Это мнение напрямую связано с национально-освободительной борьбой уйгурского народа за создание независимого государства, а также ростом популистских религиозных лозунгов за возвращение к вере и чистоте, и первозданности ислама.

Уйгуры, общеизвестно, хорошие мусульмане. Ислам исповедуется ими в течении 1000 лет и изменять традиционное мировоззрение никто не собирается. Да и нужно ли это кому-нибудь, кроме христианских миссионеров?

Снижение экономического благосостояния граждан, рост преступности, безработицы, связанные с этим эмигрантские настроения, недоверие к государственной власти и многое другое - вот неполный перечень факторов потворствующих компактному, мононациональному проживанию. При этом, как ни парадоксально, большинство населения (необязательно уйгурского) понятия не имеет о том, что такое ваххабизм, считая его агрессивной, террористической сектой ислама.

Ваххабизм - идеология, провозглашающая прежде всего моральные и религиозные принципы, а среди них, как известно, совсем мало политики. По словам Мориэль Эткин, профессора кафедры истории Университета им, Дж.Вашингтона (США), то, что «ваххабиты фанатично преданы канонам ислама» говорит "исключительно о высокой степени набожности, а не о сути чьих-то религиозных верований, и еще меньше о политической и даже преступной деятельности". На территории постсоветского пространства бытует совершенно иное мнение по этому поводу. «В связи с неточностью данного определения, власти могут назвать ваххабитом любого верующего и соблюдающего религиозный ритуал мусульманина». Такой, какой эту идеологию представляют средства массовой информации. Здесь сказывается не только неграмотность журналистов, пишущих на данную тематику, складывается впечатление, что исламофобия, исходящая от Запада и России, на фоне исторической симпатии к европейцам, пустила корни и расцвела ярким цветом на кыргызской земле.

Причина негативности кроется не только в религиозной ориентации уйгуров. Отношение к уйгурам со стороны масс-медиа связано с внешней политикой государства. Волнения, происходящие в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, подталкивает Кыргызстан к осторожности во внутриполитической деятельности, чтобы не обострять отношений с Пакистаном. Гораздо приятнее быть суеверным, независимым государством. Есть проблемы важнее братского единения. Строительство демократии, например.

Какой он, среднеазиатский уйгур? Он - работник сферы обслуживания или торгаш на рынке, частный предприниматель, имеющий добротный дом в пригородном селе или небольшой в городе. Он осторожен в высказываниях, боится государственной и правоохранительной власти. Имеет несколько детей. Соблюдает национальные традиции. Посещает мечеть. Обыватель, одним словом.

Интересна в этой связи характеристика, данная уйгурам студентами одного из ВУЗов республики.

Нужно отметить: никто из респондентов не охарактеризовал уйгуров словами «фанатик», «экстремист", "фундаменталист» или "ваххабит» и никто не провел параллели с теми же чеченцами или афганцами. Вывод напрашивается сам: если простые люди Кыргызстана, несмотря на увещевание средств массовой информации, не считают их экстремистами или религиозными фанатиками, то стоит ли масс-медиа нагнетать обстановку, объявляя о росте сепаратистских настроений в уйгурской среде?

Иногда чужие обычаи нам непонятны, иногда с точки зрения рафинированного цивилизованного общества кажутся дикими. Однако, мы забываем о правиле демократизма; то, что другие не такие, как мы, не дает нам права их переделывать. Клевеща и навешивая ярлыки с непонятными терминами, нельзя переделать человека, тем более целый народ. Можно только обидеть и провоцировать его негативную реакцию к государственной власти. Нужны методы воздействия другого порядка, через те же масс-медиа с пропагандой цивилизованного общежития, светского правопорядка, культуры, через, через государственные структуры, решая этнические проблемы, через экономические рычаги власти. А может, было бы лучше их просто понять и не переделывать совсем. Пусть живут так, как им нравится. В рамках закона конечно. Это я не только об уйгурах. Я обо всех, кто живет на этой теплой, прекрасной земле. Ведь Кыргызстан - наш общий дом.

С.Калпетходжаева, газета "Багыт", Кыргызстан

icb.kg

Предыдущая статьяОтца и края не видать
Следующая статьяНиязов опять выпускает уголовников на волю