А.Нурмаков: Время двух крайностей, автократии и демократии, безвозвратно ушло
26 февраля 2008, 17:23 CA-NEWS
CA-NEWS (KZ) - Адиль Нурмаков, политолог, кандидат политических наук, исполнительный директор Центра изучения конкурентоспособности комментирует 26 февраля 2008г. для Voice of Freedom политическую ситуацию в Казахстане и развитие демократии в мире.
Осень демократов
Сезон выборов на планете продолжается - после избрания однопартийного парламента в Казахстане состоялось очередное избрание президентом Узбекистана Ислама Каримова - впрочем, даже он не смог набрать больше рекордных 91 процентов. В нынешнем году мы увидим выборы в двух сверхдержавах - России и США. И главный вопрос на глобальной повестке дня будет уже не то, кто одержит победу, а то насколько реальны перспективы демократии в сегодняшнем мире.
Американские выборы традиционно привлекают к себе пристальное внимание, а в этот раз, после экономического спада и двух войн, по одной на каждый срок Буша, особенно. Кампания в США как образец демократического духа постиндустриального общества - публичная конкуренция не только в день выборов, но и на стадии отбора кандидатов. И массовое применение информационных технологий. Сотни дебатов, встреч с партийцами, каждый голос которых решает судьбу кандидата. Ежедневное и объективное освещение гонки на ТВ. Пример открытой политики и равных возможностей - за пост президента борются женщина, афроамериканец и радикал глубоко пенсионного возраста.
Да, есть интрига, и есть выбор. Впрочем, 70-летний Дж.Маккейн для республиканцев - конечно, не спаситель, а скорее последний шанс, а Клинтон и Обама для демократов не столько национальные лидеры, сколько избранники с формулировкой «за неимением лучшего». Это видно и в ходе первичных выборов. Так, при ближайшем рассмотрении Маккейна - в отличие от других кандидатов-республиканцев, преданного сторонника уходящего президента Буша - уже не кажется таким уж диким его сходство с главным героем российского сценария «Преемник». А жесткое противостояние Клинтон и Обамы внутри партии по резкости превосходит многие выборы в истории США.
Россия, конечно, другое дело. Здесь Кремль, контролирующий телеканалы. На теледебаты назначенный кандидат ходить не желает, круг других участников выборов можно сузить до карикатурности, и вся конкуренция ставится под такой же «суверенный» контроль, как и вся демократия по-российски. Но Россия - это и не Казахстан. В России прошла смена элит. Можно спорить о том, что она принесла - откат в СССР или возрождение престижа страны (и ответ, скорее всего, где-то посередине) - но это случилось, причем на выборах. Многим не нравится преемничество, но ведь в Великобритании смена премьера - с Блэра на Брауна - прошла, по сути, также. Это вызвало резонанс, но до маршей несогласных не дошло. Британцы знают - в случае чего они «отомстят» лейбористам на выборах.
В Казахстане, как и в России, с надеждой на электоральную месть можно жить долго, но безуспешно. Наши партии власти, объявив своим примером модель Японии и Сингапура, на деле активно перенимают и делятся опытом друг с другом, и не тревожатся о том, чтоб стать партиями политически, а не административно. Потеря бурного очарования цветных революций, проблемы западной демократии, скандальные истории с участием экс-лидеров мировых демократий и их нынешних бизнес-интересов не прибавляют казахстанцам и россиянам оптимизма в отношении демократических реформ.
На самом деле, если провести сейчас выборы в Казахстане или допустить всех кандидатов на выборы в России, расклад изменится только по процентам при тех же победителях. Вы скажете - это был бы первый шаг, за которым неминуемо последовала бы великая победа прогресса. Но, похоже, дело немного сложнее. Это главный урок XXI века, эпохи «особых путей» и «управляемых демократий». Время двух крайностей, автократии и демократии, безвозвратно ушло. Место многочисленных полутонов прочно занимает третий цвет - это власть, крепко контролирующая дорогостоящие природные ресурсы, сдерживая участие граждан в политике безопасным для себя уровнем, поощряя их апатичность и покупая их лояльность.
Теперь, когда это стало нам понятно, нужно забыть красивые слова о том, что демократия - это якобы глобальный магистральный путь. Демократия - это выбор каждого, в России, США или Казахстане. Не везде есть все возможности для того, чтобы сделать демократию реальностью, но их гораздо больше, если хотеть их увидеть и искать. Демократия - это не неизбежность. Особенно, если мы будем продолжать считать коррупцию не препятствием, а инструментом, противопоставлять демократию стабильности, а оппозиция будет также оторвана от народа, как и действующая власть.
Адиль Нурмаков