На границе нужно иметь либо наглость, либо деньги
07 августа 2008, Комсомольская правда
Евгений Иванов.
Корреспондент «Комсомолки» отправился на Иссык-Куль в качестве помощника водителя рейсового автобуса
- Сам все и увидишь, - напутствовала меня директор турфирмы Марина. - А что не увидишь, водители расскажут. Они сейчас злые - пограничники совсем обнаглели.
Напарником меня прикрепили к Олегу, опытному водителю из Кыргызстана.
- Похоже, рейс будет веселым, - вздыхает Олег, наблюдая за погрузкой разбитной компании человек в 25. Расположившись в салоне, они сразу вытащили из пакетов «горючее». В итоге путь сопровождался песнопениями, матами и бесконечными остановками по требованию.
Трезвая часть пассажиров, состоящая из женщин и детей, собравшаяся было поспать, просила высадить пьяных на полпути. Однако дебоширы заплатили за билеты и просто так от них не отделаешься. Пришлось терпеть.
:Выехав из Алматы в 21.00, планировали добраться до границы к полуночи. Однако из-за бесконечных остановок (кстати, ни один гаишник на трассе нас не остановил) попадаем туда только к двум ночи.
На посту «Карасу», отделяющем нас от Кыргызстана, - вереница автобусов. Не поленился - сбегал посчитать. Оказалось, наш - двадцать седьмой. К окошкам паспортного контроля тянется очередь человек в сто пятьдесят. Еще часть расположилась в сторонке - сидят на камушках, пьют пиво, кто-то даже разложил скатерки, ужинает. По всему видно - давно сидят.
- Это точно - до утра, - обреченно комментирует Олег, - смена такая. Я их тут всех знаю. Задержки на пограничных постах происходят по разным причинам. Иногда пограничники просто физически не справляются с наплывом автобусов, если несколько приходят одновременно. Но бывает и такое, когда они просто не проявляют служебного рвения.
- Женщины-пограничницы в этом плане терпеливее - сидят и работают. А мужик может захлопнуть окошко и спокойно уйти покурить или кофе попить, - объясняет напарник Олега.
Всего на посту три окошка, где проходят паспортный контроль. Но сейчас работают только два. А бывает, и вовсе через одно окно пропускают.
Подхожу к первому в очереди автобусу.
- Долго стоите? - интересуюсь у водителя.
- Да часа полтора.
Ну, два часа да при таком количестве автобусов - это еще по-божески. Кажется, страхи застрять тут надолго беспочвенны. Однако перед уходом спрашиваю, каким по счету этот автобус был, когда только подъехал. Ответ убивает:
- Приехали - были пятыми!
Получается, что на один автобус уходит больше получаса. Такими темпами раньше утра мы пост не минуем.
Тем временем «наши» пассажиры дружной гурьбой высыпали на улицу и, сбившись в кучки, делятся воспоминаниями.
- В прошлом году поступали проще - по 300 тенге скидывались, водитель кому-то относил, и мы быстренько проезжали, - рассказывает женщина бальзаковского возраста.
- Я в прошлом году чуть в тюрьму из-за этого не попал, - вздыхает Олег. - Несколько раз вот так собирал деньги и отдавал пограничникам. А однажды, видимо, кто-то из пассажиров сообщил куда надо. После чего в Алматы я имел неприятный разговор с полицией. Посадить не посадили, но предупредили, чтобы больше так не делал.
Позже он рассказал, что деньги иногда вымогают не только на пограничном посту.
- Бывало так, что приезжали «курьеры» прямо на фирму. Предлагали: «Никому даже из автобуса выходить не надо будет». Условие - по 400 тенге с носа (около 20 тысяч с одного автобуса) - и проезд через указанный ими пост.
Вспомнив, что чаще всего водители жаловались на талоны пограничного контроля, в просторечии «бегунки», интересуюсь предметом.
- Так их уже год или полтора, как отменили, - проявил осведомленность Олег.
Но при этом, по его словам, пограничники их требуют до сих пор. Правда, впаривают «бегунки» водителям, не знающим о реальном положении дел. На талоне должны поставить свои отметки таможенный, карантинный, фитосанитарный, транспортный и пограничный контроль - почему, собственно, их и называют «бегунками» - побегаешь!
И за каждую печать требуют «отметиться». А то предлагают заплатить на месте и никуда не ходить.
Дистанция между зданиями, где нужно проставить печати, - около полутора километров. Все это - дополнительное время и деньги. Кое-кто предпочитает заплатить на месте, а кому особенно не повезло - оставляет деньги за печати в каждом месте.
- За каждую «заряжали» по две тысячи тенге. Можно было поторговаться и скинуть до тысячи, - продолжает Олег. - А сейчас внаглую вымогают. Недавно въезжал в Казахстан. Подъехал к шлагбауму. «Где талон?» спрашивают. Так его ж отменили, говорю. Не хотели пропускать, говорят - иди за талоном. Я просто поставил автобус перед шлагбаумом и стоял, пока не открыли. Но это потому что без пассажиров был. А так - лучше с пограничниками не ссориться - могут просто вытащить все сумки из багажного отделения и проверять по одной. А с одного нового водителя недавно за один рейс пятнадцать тысяч «стрясли». Так никакой зарплаты не хватит...
Тем временем движение очереди ускоряется - противоположная сторона, где пропускают в обратном направлении, освобождается, и часть пассажиров отправляют туда. В итоге мы простояли на границе «всего» четыре часа. Олег заметил, что нам повезло.
Наконец подъезжаем к шлагбауму. Тут выясняется, что в автобусе остались не только мамы с детьми (им разрешено не выходить из салона), но и один из той самой развеселой компании. Этот беспробудно спит. Водителю разбудить его не удалось и за дело берется пограничник. Хотя полностью в чувство пассажира привести не удалось, достать из кармана его документы для проверки все же получилось. Впрочем, это была последняя неприятность с этой стороны - после границы все заснули, как сурки, и больше пассажиров не беспокоили.
Слава Богу, обошлось без тщательного досмотра каждой сумки в отдельности. И даже собаку почему-то в салон не впускали. И после прохождения погранконтроля мы с ветерком отправились по маршруту. Оговорюсь, что ехали хоть и с ветерком, но без превышения скорости - километров под восемьдесят в час. Иногда нас обгоняли легковые автомобили. Другие автобусы, судя по всему, держат такую же скорость - не обошел ни один.
- После недавней аварии тут повсюду радаров понатыкали. Теперь даже лихачи боятся превышать, - объясняет Олег.
В общем поездка от Алматы до последнего в маршруте пансионата заняла четырнадцать часов.