Туркмения, Узбекистан и Россия нарушают свободу передвижения
3 Март 2009 - PRIMA-News
01:23
РОССИЯ, Москва. 2 марта в Независимом пресс-центре прошла пресс-конференция «О защите прав соотечественников в Туркмении. Проблема со свободой перемещения граждан Узбекистана». Выступая перед журналистами, политический обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов напомнил, что в апреле 2003 года Туркмения в одностороннем порядке денонсировала договор 1992 года с Россией о двойном гражданстве и дала его обладателям месяц на выбор одного гражданства. Министерство иностранных дел РФ заявило, что российская сторона не признает демарш Ашхабада и продолжает считать договор действующим. Но МИД не помогает российским соотечественникам, права которых нарушают власти Туркмении, отметил Дубнов. С ним были согласны и другие участники пресс-конференции - председатель Комитета «Гражданское содействие», член Совета Правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина, заместитель управляющего делами Уполномоченного по правам человека в РФ Георгий Кунадзе и директор Центральноазиатской программы Правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев. Российские консульские работники не посещают граждан РФ, находящихся в заключении, отметил бывший туркменский политзаключенный Батыр Мухамедов.
Как отметил Виталий Пономарев, в 2003 году туркменская сторона заявляла, что российское и туркменское гражданство одновременно имеют лишь десятки людей, а посольство РФ в Туркмении говорило о примерно 100 тысячах таких лиц.
Бывший министр иностранных дел Туркмении, гражданин России Борис Шихмурадов был обвинен в том, что в конце 2002 года участвовал в покушении на Сапармурата Ниязова, и на тайном судебном процессе приговорен к длительному сроку лишения свободы. Георгий Кунадзе отметил, что Шихмурадова отправили в тюрьму без права переписки и права общения с сотрудниками российской консульской службы. Он сообщил, что Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин обратился по «делу Шихмурадова» в Министерство иностранных дел РФ, но оно «констатировало невозможность поставить этот вопрос перед туркменскими властями». Аркадий Дубнов считает, что арест по этому делу Бориса Шихмурадова и других российских граждан можно назвать насильственным исчезновением.
С тех пор как два года назад умер президента Туркмении Сапармурат Ниязов, список граждан, которым запрещен выезд из страны, сократился, но продолжает существовать; в него периодически вносятся новые имена, отметили участники пресс-конференции.
Как рассказал Аркадий Дубнов, с лета 2008 года в Туркмении выдают новые заграничные паспорта с биометрическими данными. Но люди с двойным гражданством месяцами не могут получить их. На запросы о причинах отказа ответа они получить не могут. В столице Туркмении таких людей около 500. Он отметил, что загранпаспорта старого образца действуют лишь до 2013 года. К тому же в них мало места для новых записей, поэтому многим их владельцам придется получать новый документ еще до вышеуказанного срока. Виталий Пономарев сообщил, что не только в Ашхабаде, но и в других местах сотни обладателей двойного гражданства не могут получить новый загранпаспорт. По его словам, им заявляют, что нет инструкции, регламентирующей выдачу этих документов.
В то же время рядом с посольством РФ в Ашхабаде теперь вывешена информация об упрощенном порядке выхода из российского гражданства, бланк соответствующего заявления можно получить в миграционной службе, отметил Аркадий Дубнов. Людей подталкивают к выходу из российского гражданства, и Россия потакает этому процессу, заявил он. Журналист сообщил, что несколько человек обратились к президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову и готовят жалобы на действия туркменских властей в Европейский суд по правам человека.
Согласно международному праву, нельзя запретить человеку выезд в страну, где он имеет второе гражданство, подчеркнул Георгий Кунадзе.
Светлана Ганнушкина рассказала об ограничениях на свободу передвижения, наложенных властями Туркмении на семью Светланы Оразовой, сестры бывшего вице-премьера страны Худайберды Оразова, с 2001 года находящегося в политической эмиграции. Светлана Оразова, ее муж Овез Аннаев и их дочь имеют двойное гражданство. В 2006 году Генпрокуратура Туркмении сообщила Оразовой: «...в соответствии со статьей 32 Закона Туркменистана "О миграции" от 07.12.2005, выявлено, что выезд за пределы Туркменистана членов вашей семьи временно ограничен. Сообщаем, что в настоящее время нет оснований для отмены этого ограничения». Светлане Оразовой несколько раз удавалось добиться разрешения на выезд для мужа и дочери, но семья остается в «списке невыездных».
Между тем, руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии Комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина сообщила, что Московский городской суд в очередной раз пытается по политически мотивированному обвинению выдать Туркмении гражданку этой страны Ирину Колесник. Она имеет в нашей стране статус переселенца, ее муж и дочери имеют российское гражданство. Дело Колесник находится в Европейском суде по правам человека, который предписал России не экстрадировать ее в Туркмению.
Участники пресс-конференции коснулись и ограничения свободы передвижения находящихся в России граждан Узбекистана. Согласно российско-узбекскому соглашению, из России не выпускают граждан Узбекистана, не имеющих узбекской выездной визы. Светлана Ганнушкина рассказала, что раньше правозащитникам и российскому представительству Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев удавалось договариваться о выезде узбекских граждан из РФ с российскими чиновниками, причем последние нарушали вышеупомянутое соглашение. Теперь таких чиновников нет, и даже граждане Узбекистана, которым предоставлено убежище в третьих странах, не могут покинуть Россию, отметила Ганнушкина. Георгий Кунадзе напомнил, что согласно статье 27 российской Конституции, каждый, кто законно находится в РФ, имеет право свободно выезжать из нее, а статья 1 Закона РФ о международных договорах гласит, что эти договоры не должны нарушать Конституцию. Поэтому соглашение должно быть пересмотрено, подчеркнул он.