Начало перемен?
03.03.09 18:20, UzNews.net
Uznews.net - Осуждение на 15 лет лишения свободы бывшего и.о. хокима Самаркандской области Аъзамхона Бахромова известный правозащитник Талиб Якубов оценивает, как позитивный жест со стороны властей Узбекистана и надеется на большие перемены.
Какой хоким в Узбекистане не использует свое служебное место в корыстных целях, не занимается коррупцией и не ругает последними словами своих подчиненных, пуская против них в ход иногда и кулаки?
Таких много, отвечает известный узбекистанский правозащитник, председатель Общества по правам человека Узбекистана (ОПЧУ) Талиб Якубов, проживающий в изгнании во Франции.
Но почему под суд попал только Аъзамхон Бахромов, а другие хокимы почти за то же самое получают повышение в должности, как бывший хоким Джизакской и Самаркандской областей Шавкат Мирзиеев, занимающий ныне пост премьер-министра страны?
Как вспоминают сегодня многие джизакцы, да и сам Талиб Якубов, по сквернословию и страстью бить людей с Мирзиеевым мало кто сравнится. Возможно, лишь его ученик и заместитель, занявший после его ухода в Самарканд пост джизакского областного хокима, Убайдулла Ямонкулов.
Возможно, говорит Талиб Якубов, случай осуждения бывшего и.о. хокима Аъзамхона Бахромова определил новое явление во внутренней политике Узбекистана - люди из власти лишаются иммунитета от возможного уголовного и судебного преследования.
Ведь до этого случая каждый хоким, который снимался с должности президентом Исламом Каримовым, распекался на последнем собрании за те же прегрешения:
нерадивость, растрату средств, коррупцию, мздоимство, взяточничество, его винили в снижениях показателей экономики, присвоении средств, но дело до суда никогда не доходило. Система не наказывала своих. Их просто меняли.
Почти единственным исключением за историю независимого Узбекистана стал суд над бывшим хокимом Андижанской области Кобилжоном Обидовым. Но его арест был связан не столько с его нечистоплотностью, как руководителя, сколько с тем, что он проглядел Андижанское восстание 13 мая 2005 года, закончившееся кровавой резней.
Но даже после Андижана система не смогла наказать по-настоящему Обидова, а осудила его лишь на 1 год условного наказания. Его сын, получивший прозвище «принц» в Андижане за беспредельное поведение, включавшее избиения до полусмерти всех кого вздумается, вообще отделался легким испугом, он был освобожден в зале суда.
«Мне хочется надеяться, что осуждение Бахромова означает, что Ислам Каримов хочет хоть немного привести в порядок свои кадры, что он понимает, что безнаказанность чиновников утопит Узбекистан в хаосе и катастрофе», - говорит Талиб Якубов.
Свое немного оптимистическое настроение, желание видеть в осуждение Аъзамхона Бахромова не единичный случай, когда режим наказывает одного не угодившего ему чиновника, а новую тенденцию, за которой последуют и другие акты справедливости, Якубов объясняет, приводя пример из другого региона Узбекистана.
По его словам, он связался со своими коллегами в Джизакской области, и один из них рассказал, что на днях новый джизакский облхоким Махмуд Холбутаев провел собрание с фермерами Джизакского района, и это было удивительное мероприятие.
Холбутаев, по словам руководителя ОПЧУ, был всегда очень жестким человеком, работая хокимом Дустликского района Джизакской области, он проявил себя, «как настоящая сволочь», говорит Якубов. Привозил каратистов для избиения фермеров.
Затем он стал заместителем хокима Джизакской области, а две недели назад хокимом. И каково же было удивление фермеров Джизакского района, когда к ним вышел новый Холбутаев и начал разговор не с мата, а нормальных слов, обещал решить проблемы фермеров, просил их набраться терпения, сам внимательно выслушал жалобы каждого желавшего выступить, пытался на месте их решить.
«Что-то меняется, я надеюсь, что у президента и его окружения остался еще рассудок и здравый смысл, - говорит Якубов. - Хочется верить, что власти будут менять подход к земледельцам в первую очередь, а потом ко всем в стране. Иначе нельзя. Сколько можно?»
Uznews.net