Ползти на свет
20 марта 2009г. ? 11 (839), Деловая Неделя, Казахстан
Американские рынки и цена на нефть вызывают осторожный оптимизм относительно перспектив Казахстана
Человек только и живет надеждой; надежда, по сути,- его единственная собственность. Томас Карлейль
Последние новости с фронтов мирового кризиса не могут не обращать на себя внимание: в кои-то веки нью-йоркские биржевые индексы демонстрируют рост в пределах 2,48 - 4,14%; положительную статистику за I квартал дает и Citibank, воодушевляя инвесторов; объем строительства новых домов в США в феврале неожиданно увеличился почти на четверть по сравнению с январем; а цена на нефть на NYMEХ все увереннее ползет к отметке в $50 за баррель - еще 10 долларов, и она окажется в «идеальном» стоимостном коридоре, по мнению ОПЕК. Почти все эти новости стали сюрпризами для аналитиков, прогнозировавших дальнейшее падение, и теперь начали раздаваться осторожные голоса: «Может быть, это начало восстановления американской экономики?». Для нас это хороший знак - казахстанская экономика реально зависит только от одного международного показателя - цены на нефть, которую все эти новости постепенно двигают вверх.
Статистика Citibank за первый квартал, опубликованная на днях, вызвала самый сильный рост американских индексов за последние 3 месяца. На этом фоне даже отказ ОПЕК сокращать производство нефти не сказался на росте ее цены, подстегнутой положительными результатами американского рынка недвижимости. В воскресенье в Вене ее члены решили оставить квоты на добычу нефти без изменений до мая. И хотя до «идеальной» цены на черное золото, которая, по словам министра нефти Саудовской Аравии Али аль-Найми, находится в коридоре от 60 до 75 долларов за баррель, еще достаточно далеко, тот факт, что она уже дважды - 17 и 19 марта - подступила вплотную к $50 за баррель, говорит о положительной тенденции. В прошлом месяце она падала до $35 за баррель, и март обещает неплохие перспективы.
Основным фактором роста цен на нефть являются надежды на эффективность экономических стимулов, считают аналитики, ныне приводящие в качестве дрожжей комбинацию из падения доллара и решения Федеральной резервной системы о покупке гособлигаций. Впрочем, по их мнению, спрос на нефтепродукты достаточно слабый и, видимо, будет ограничивать рост котировок.
Что касается другого скачка - на рынке американской недвижимости - минном поле, на котором и подорвалась мировая экономика, то он стал наибольшим сюрпризом для аналитиков, прогнозировавших дальнейшее падение. По данным министерства торговли США, в годовом исчислении в прошедшем феврале было построено 583 тысяч домов и квартир, что существенно больше январского показателя, который составлял 477 тысяч и являлся самым низким за последние 50 лет. Естественно, что это куда ниже, чем показатели докризисного времени, но и эти данные некоторые наблюдатели расценивают февральские цифры как свидетельство начала восстановления экономики, а ведь для роста строительства, казалось бы, не было никаких причин.
Как бы то ни было, именно на волне поднятой ростом недвижимости случился всплеск на нью-йоркской бирже в понедельник, когда рост составил 2,48 - 4,14%. «Инвесторы начинают ощущать, что ситуация стабилизируется. Она уже не ухудшается», - цитируют информационные агентства представителя инвестиционной компании National Penn Investors Trust Терри Моррис. Обжегшись на молоке, мировые лидеры дуют на воду. Так, российский президент Дмитрий Медведев, комментируя нынешние шажки вверх, отметил: «Достаточно какому-то банку показать приличные результаты, как это было вчера с Сити банком, и сегодня весь мир открылся ростом фондовых котировок... Если это симптомы начала стабилизации, во что хотелось бы верить, то это хорошо, если это случайное явление, то кризисное движение будет продолжено».
Возможно, рынок действительно начинает реагировать на антикризисный план Барака Обамы? Хотя еще в феврале Фондовый рынок показывал очередное рекордное падение, а аналитики никак не могли рассмотреть «дно» кризиса. Несмотря на это, пока газеты охотнее цитируют скептиков вроде лауреата Нобелевской премии по экономике Роберта Манделла, гостившего недавно в Астане. Он прогнозирует, что спад закончится после середины года, да и то при условии, «если инфляция в США останется на уровне предыдущих 5-6 лет (3%), если доллару разрешат обесцениться, если будут снижены ставки корпоративного налога». Понять, эффективны ли предпринимаемые меры, а также договориться о более тесном сотрудничестве мировые лидеры смогут 2 апреля в Лондоне, где будет проходить саммит G-20 (материал об этом смотрите, пожалуйста, на стр.5). Впрочем, для нас гораздо важнее собственно американские новости, ведь основная скрипка в потреблении черного золота - это страна Обамы, впервые в этот раз отправляющегося на заседание клуба 85% мировой экономики.
Что все это означает для нашей страны? В условиях, когда единственным источником ликвидности для банков, взятых под контроль государством, остаются исключительно средства Нацфонда (о чем заявил экс-председатель правления БТА банка в статье на стр.1-3), вопрос о его наполняемости за счет продажи нефти - самый важный для Казахстана в этом году вообще. Ответом на вопрос года являются показатели продажи нефти, падение которых с октября прошлого года и начало - период очередного спада, обозначенный в казахстанской экономике национализациями банков и девальвацией тенге. Если цена на нефть вернется хотя бы к половине прошлогодних рекордов, это бы означало, что, по крайней мере, на этот год резервов у государства хватит. Конечно, как сказал Джордж Сэвил Галифакс, «надежда - обычно плохой поводырь, хотя и очень хороший спутник», но, по сути, как отмечал в эпиграфе Томас Карлейль, это действительно все, что у нас есть. Так что Казахстану, видимо, не остается ничего иного, кроме как ползти на свет из-за океана.