Иран не удастся изолировать как Кубу - обозреватель Trend News
04.03.2010 14:47, Trend News
Руководитель персидской редакции Trend News Далга Хатыноглу
Мечта главы МИД Израиля Авигдора Либермана о применении в отношении Ирана "парализующих" санкций и блокады по примеру мер, предпринятых в 1970 году США против Кубы, неосуществима, так как Тегеран обладает более весомой силой.
Несмотря на недовольство Запада действиями "вальсирующего" с мировой общественностью Ирана, предпринимающего в вопросе ядерной программы после одного шага навстречу два шага назад, применение "парализующих" санкций против Исламской республики не представляется возможным, а обсуждаемый вариант войны столь же пафосен, сколь угрозы ядерного нападения на Вьетнам со стороны Никсона в 1968 году.
По мнению министра иностранных дел Израиля, США при желании могут свергнуть режим в Иране, применив прямые "парализующие" санкции. Причем Либерман, приведя в пример эмбарго, объявленное в 1960 году экс-президентом Эйзенхауэром в отношении Кубы, "посоветовал" Обаме воспользоваться аналогичными мерами в энергетической сфере в отношении Ирана.
В 1960 году спустя год после установления коммунистического режима на Кубе, Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) объявил эмбарго на весь импорт на Кубу, помимо продовольствия и лекарств.
Иран импортирует 40 процентов бензина, необходимого для внутреннего потребления, 80 же процентов иранского экспорта составляет сырая нефть. Объявление эмбарго на эту сферу возможно лишь путем блокады страны, а это означало бы официальное объявление войны.
Из-за усиления санкций в отношении Ирана с 2005 года со стороны США 80 иностранных банков прекратили сотрудничество с Исламской республикой и в 2009 году страна, обладающая вторыми по объему запасами нефти и газа в мире, привлекла прямые иностранные инвестиции лишь в размере 1,5 миллиарда долларов. Несмотря на это, учитывая широкое экономическое сотрудничество и интерес к Исламской республике со стороны России, Китая, стран Латинской Америки и других государств, Иран невозможно изолировать как Кубу.
В прошлом году внешний торгово-финансовый оборот Ирана составил 120 миллиардов долларов. Несмотря на экономический кризис, охвативший весь мир, финансовый оборот Ирана с Россией, который в 2008 году составил 3,7 миллиарда долларов, в 2009 году повысился на 13 процентов. Товарооборот между Ираном и Китаем с 2000 года возрос с 2 миллиардов долларов до 28 миллиардов. По данным МВФ, в 2008 году финансовый оборот между Ираном и странами Латинской Америки, увеличившись в три раза, составил 2,9 миллиарда долларов. Причем 2 миллиарда приходятся на долю Бразилии, которая является одной из сильнейших с экономической точки зрения стран мира. Президент Бразилии Луис Игнасио Лула да Сильва на встрече с Махмудом Ахмадинежадом в ноябре прошлого года поддержал ядерную программу Ирана и выразил надежду на мирное решение разразившейся вокруг нее проблемы. Ахмадинежад во время визита в Бразилию в сопровождении 150 бизнесменов и 70 официальных лиц отметил широкий потенциал экономического сотрудничества двух стран.
США и Израиль развернули международную кампанию с целью расширения санкций против Ирана. Основной целью визита государственного секретаря США в конце марта в страны Персидского залива и в настоящее время - в страны Латинской Америки - является организация международной антииранской пропаганды. На прошлой неделе заместитель госсекретаря Джеймс Стейнберг (James Steinberg) с целью агитации официального Пекина проголосовать за очередные санкции СБ ООН против Ирана совершил визит в Китай.
На прошлой неделе Поднебесную с аналогичной целью посетил глава Центрального банка Израиля Стенли Фишер (Stanley Fisher) и руководитель израильского министерства по стратегическим вопросам Моше (Боги) Яалон (Moshe Bogie Ya'alon). В любом случае, приведя в качестве аргумента то, что переговоры по ядерной программе Ирана еще не зашли в тупик, официальный Пекин, импортирующий из Ирана 12 процентов своих нефтяных потребностей (480 тысяч баррелей в сутки), продемонстрировал нежелание присоединиться к новым санкциям против Ирана.
В то же время, тех, кто положительно отреагировал на предложение США ужесточить санкции против Исламской республики, немало. Как заявил ранее канадский министр иностранных дел Лоуренс Кэннон (Lawrence Cannon), его страна, воспользовавшись шансом в связи с председательством в 2010 году в G8, в которую входят крупнейшие страны мира, будет стремиться к ужесточению санкций против Ирана.
На стороне Тегерана может оказаться и Индия, импортирующая 350 тысяч баррелей иранской нефти в сутки, а финансовый оборот между странами составляет 13 миллиардов долларов.
Дмитрий Медведев - президент другой страны-члена СБ ООН, поддерживающей довольно-таки близкие отношения с Ираном, пообещал рассмотреть новые санкции, в случае если они не предусматривают нанесение ущерба иранскому народу. Однако это более походит на размышления в области эстетики и поэзии, нежели на дипломатическое давление.
В любом случае Иран настаивает на своем праве на ядерные разработки и серьезная реакция с его стороны на жесткие санкции не исключена. В настоящее время страна обладает большим авторитетом в превратившихся в "болота" США Пакистане и Ираке и надеется на соседствующих с Израилем союзников "Хизбалла" и ХАМАС. Уставший от экономического кризиса мир осознает также, что посредством Ормузского пролива, находящегося под контролем Ирана, осуществляется 33 процента транспортировки нефти в мире.