Цена Ирана в юанях
Сб., 3 Апреля 2010, Echo
Китай и США обсуждают санкции в отношении Ирана и корректировку курса юаня
А.ШАКУР
Пожалуй, еще никогда отношения США и Китая не переживали столько взлетов и падений за столь небольшой отрезок времени. Во время недавнего саммита АТЭС в Сингапуре на слуху большинства аналитиков был термин "Чимерика", составленный из английских слов China и America - как намек на ту самую G2, создать которую президент США Барак Обама предложил председателю КНР Ху Дзиньтао. Затем последовало неожиданное и стремительное охлаждение: вплоть до поставок американского оружия Тайваню и демонстративной встречи Барака Обамы с далай-ламой.
Так или иначе, в состоявшемся 2 апреля телефонном разговоре председатель КНР Ху Цзиньтао предостерег президента США Барака Обаму от дальнейшего противостояния Китаю в вопросах признания независимости Тайваня и Тибета. По сообщению МИД Китая, председатель КНР заявил господину Обаме, что стороны должны "уважать ключевые интересы и основные проблемы друг друга и должным образом обращаться с различиями и чувствительными вопросами". Ху Цзиньтао подчеркнул, что вопросы Тайваня и Тибета задевают независимость, территориальную целостность и ключевые интересы Китая, и осторожное оперирование этими вопросами - ключ к здоровому и стабильному развитию американо-китайских отношений. Недовольство китайских властей вызвало намерение США продать Тайваню вооружений на 6,4 млрд. USD. Помимо этого, Ху Цзиньтао и Барак Обама обсудили взаимодействие в вопросах противодействия распространению ядерного оружия, сообщает AFP.
Однако, несмотря на то, что в сообщении МИД Китая беседа Ху Дзиньтао и Барака Обамы изложена в "конфронтационных" тонах, многие эксперты обращают внимание на заметное снижение напряженности. Китай согласился начать консультации о новых санкциях против Ирана, отвергшего международные требования по контролю над его ядерной программой, указывает российский "Коммерсантъ", причем об изменении позиции Пекина, ранее отказывавшегося обсуждать данный вопрос, объявили США. Договоренность о начале работы над пакетом новых санкций против Ирана была достигнута в ходе состоявшейся на этой неделе телефонной конференции высокопоставленных представителей "шестерки", в которую входят США, Россия, Великобритания, Франция, Германия и Китай, рассказала в интервью CNN постпред США при ООН Сьюзан Райс: "Китай согласился начать серьезные переговоры в Нью-Йорке с остальными пятью странами, что станет первым шагом к тому, чтобы Совет Безопасности обсудил режим жестких санкций против Ирана",- заявила она. Назвав изменение позиции Пекина "прогрессом", Райс, впрочем, оговорилась, что вести речь о конкретных результатах пока рано, поскольку "основное обсуждение еще не началось".
Согласие, судя по всему, достигнуто и по другому "деликатному вопросу". В тот же день, когда Ху Дзиньтао отстаивал позиции Китая в телефонном разговоре с Бараком Обамой, новый советник Центробанка КНР Ли Даокуй заявил журналистам, что Китай может изменить курс юаня после визита лидера страны Ху Цзиньтао в США. Ни Китаю, ни США не нужна резкая ревальвация юаня, однако рост его курса поможет обуздать инфляцию и реформировать экспорт, добавил он. При этом, по его словам, необходимые изменения "должны быть произведены в подходящее время". Ли Даокуй также подчеркнул, что вопрос изменения валютного курса будет зависеть и от запланированного на апрель 2010 г. визита лидера КНР в США. "Если переговоры пройдут успешно, мы можем внести изменения в соответствии с внутренними условиями в Китае," - заявил советник.
При этом эксперты напоминают: на ревальвации юаня в США настаивали уже давно, не без оснований считая, что отрицательное сальдо в торговле с КНР размером в 22 миллиарда долларов в частности и дешевизна китайской рабочей силы вообще - это в немалой степени результат несправедливо низкого курса юаня.
Тем не менее эксперты советуют не переоценивать нынешних положительных тенденций в отношениях Пекина и Вашингтона. Прежде всего, как напоминает тот же "Коммерсантъ", согласие Пекина на обсуждение пакета санкций было получено после того, как США смягчили свою первоначальную позицию, отказавшись от идеи наложить ограничения на иранский нефтяной экспорт и закупки нефтепродуктов. Выведение за рамки предлагаемого пакета мер энергетической отрасли Ирана стало серьезным примирительным жестом в сторону Пекина, делающего серьезную ставку на сотрудничество с Тегераном в нефтегазовой области. И сегодня многие уже высказывают опасения, что в ходе дальнейших переговоров по санкциям Пекин может поставить условием своей поддержки новой резолюции Совбеза изъятие из нее других сколько-нибудь серьезных мер давления, что в итоге сделает новую резолюцию не более чем моральным порицанием Тегерана. Плюс ко всему начался визит в Пекин главного представителя Ирана на переговорах по ядерной проблематике, секретаря высшего совета национальной безопасности Саида Джалили, и многое будет зависеть от того, каким окажется баланс между предложениями Вашингтона и Тегерана.