«Открытый Кыргызстан»: 2010 год - год падения или взлета Кыргызстана?
30.12.10 11:43, Zamandash press
Александр Кулинский, медиа-эксперт
Год показал, что мы не учимся ни чему. Это год двух страшнейших рецидивов: рецидивов 90 года, рецидивов 2005 года. Но восемь месяцев страна существовала в отсутствии какой-либо легитимной власти. Правительство, безусловно, пыталась сделать что-то. Большое спасибо, что оно могло как-то удерживать эту ситуацию под контролем, но все-таки страна жила сама по себе. Фактически налицо некое саморегулирование между людьми, умение где-то как-то находить компромиссы, точки соприкосновения, что позволяет нам оставаться еще государством. Я смею надеяться, что тот грандиозный эксперимент, который затеяли в нашей стране по строительству парламентской республики, у нас получится. И я надеюсь, что именно способность людей договариваться перейдет в политическую культуру, и мы сделаем шаг вперед, и не будем повторять ошибок предыдущих годов и нынешнего года.
У всего есть причины. Просто период безвластия и период нестабильности он проявил все наиболее болезненные проблемы, которые есть в обществе. На мой взгляд, здесь должно быть: первое, политическая воля людей, которые сегодня оказались у власти. Неважно, кем они были при предыдущем режиме, неважно кем они были после седьмого апреля, мне бы очень хотелось, чтобы эти люди подумали о том, что на карте страна. Неудачный итог эксперимента под названием «парламентская страна», будет неудачным итогом вообще самой Кыргызской Республики. Мы же говорим, что происходит разделение. Это разделение было заложено раньше, чем в этом году. В этом году она просто проявилось. Я думаю, что люди должны осознавать, что на кону страна, люди, которые живут в этой стране. И может быть им нужно остановиться в вопросах передела. И пора, наверное, заняться вопросом созидания. Там сидят далеко не глупые люди, и многих из них давно хорошо знаем. Я знаю, что это - люди, обладающие хорошим потенциалом, потенциалом создателей. Хотелось бы, чтобы они поставили точку в этом переделе и начали создавать, иначе мы опоздаем. У страны ведь реально есть все, чтобы жить хорошо. И природных богатств достаточно, и потенциала человеческого. Проблема только в том, чтобы этим грамотно распределиться.
В этом году у нас большие испытания. У нас даже не менее сложные, чем те, которые были в ушедшем 2010 году. Экономическая ситуация ничего хорошего пока нам не обещает, политическая ситуация вряд ли будет такой благодатной, как нам бы хотелось. Тем более, что впереди президентские выборы. Президентские выборы взведут курок, и политическая элита будет активна, и участвовать в этих выборах и бороться за этот вожделенный пост. Поэтому я не думаю, что это будет год спокойствия. Я думаю, что это будет год новых испытаний, и поэтому мне бы очень хотелось, чтобы каждый живущий в этой стране, вначале этого года, посидел и подумал, хотим ли мы с вами жить в Афганистане, где дети с 5 лет умеют обращаться с оружием. Хотим ли мы с вами жить в Сомали, где единственный путь прокормить себя это - стать пиратом. Хотим ли мы быть республикой Чад, где никогда не было никакой власти, никакого нормального государства, а только сплошные государственные перевороты. Хотим ли мы, чтобы наши дети, внуки, наши потомки жили в стране, который будет известен только тем, что здесь нет порядка, войны, оружие, преступность и т.д. Если хотим, то тогда да, мы можем активно участвовать в том, что нам предлагают наши политики. Если же мы хотим, чтобы наша страна жила и процветала, мы должны задумываться, идти ли в очередной раз на митинг или нет. Поднимать ли оружие против своего соседа или нет. Что мы должны сделать для того, чтобы эта страна двигалась дальше?
Напоследок стихи Эдуарда Осадова:
Желанием - множество возможностей, А нежеланием - множество причин.
Я думаю, что если мы все захотим, чтобы наша страна была лучшей, я думаю, что есть на это все возможности.
Чолпон Джакупова, руководитель правовой клиники «Адилет», правозащитница
Невиданно кровавый, с множеством потерь и очень разочаровывающий год.
Я не критикую Бакиева, я не критикую персонально, я критикую действия, вот и все. И в этом смысле для меня абсолютно все равно, кто находится у власти. Если этот человек нарушает закон, делает неправильные вещи, он вынуждает меня критиковать. Нынешняя власть нарушает закон гораздо чаще, гораздо беспредельнее и откровеннее. Поменялся правитель, Бакиев, а режим остался.
Проект Кыргызстан не состоится в случае, если не состоится проект парламентская страна. Это миф, по той простой причине, что та система, которая заложена, в ныне действующей Конституции - это не парламентская система. Это первое. Из-за того, что мы играем в слова, я Розе Исаковне несколько раз говорила, ну назовите эту страну райской, от этого она не превратиться в рай, поэтому мало того, что страна конструкцией совершенно не парламентская, так и реализаторы: Для парламентской страны необходим уровень культуры политической, которой у нас нет.
О моих ожиданиях:
Я хочу умолчать свои ожидания. Мой этот год это бездны путь, Но если я не умерла, то это только от того, Кто-нибудь всегда молился за меня.
Все невпопад, и все не так, Мне страшен стал упрек светил, Зато сейчас, зато мне ключик подарил. Пусть всегда находиться кто-то, кто подарит ключик, даже неожиданно.
Гайша Ибрагимова, президент Ассоциации "Союз образовательных учреждений"
2010 год - это год крови, страданий, жестокости и безответственности. К сожалению, это так. И на сегодняшний день часто звучит слово «элита». Если посмотреть словарь, то элита - та страта, которая несет в себе нравственные ценности данного общества. К сожалению, когда мы употребляем слово элита, то мы предполагаем тех, кто имеет доступ к власти, к ресурсам, имеет влияние. Поэтому я думаю, что нам надо уже проработать со словарем. Если мы говорим об элите, значит, мы должны или допускать к власти или же требовать от лиц стремящихся к власти высокого уровня нравственных ценностей. И не только их декларация, но и демонстрация с каждым днем, каждым поступком, каждым действием.
И самая большая трагедия, может быть, что мы сегодня имеем - это безответственность. Еще никто, за все эти события, которые у нас прошли и в апреле, и июне, не взял на себя ответственность, что пролита кровь тысячи людей. И поэтому я бы очень хотела пожелать, в канун нового 2011 года, чтобы сердца людей, тех кто начинал эти события, тех, кто был активен в этих событиях, кто пришел к власти в результате этих событий, чтобы у них в сердце пришло покаяние. Во вселенной действует закон бумеранга: что выпустили, то назад и получим. И если только у тех, кто считает себя правым идти к власти, и декларировать, что он знает или они знают, что в этой стране делать, они должны взять на себя ответственность за все, что произошло в стране. Они должны попросить прощенья у Бога, у народа. Вспомните, Германия попросила прощенья за фашизм, Ельцин попросил прощенья, не потому, что он сам убивал, а потому что он является носителем государственной власти, которая имела вину по отношению к своему народу или какому-то другому народу. Без покаяния у нас нет будущего. Никакую элиту мы не воспитаем, и никакая молодая поросль нас не спасет.
Потому что та молодежь, которая сегодня на примере уже пришедших к власти стремиться тоже к власти, видит олицетворение власти только в доступе к манипуляциям, хищениям. И поэтому надежда, что молодежь будет лучше, например, будучи педагогом, я очень сомневаюсь.
Я бы хотела пожелать всем, кто сегодня желает придти к власти, или наоборот находится у власти, чтобы они в канун нового года, когда президент будет говорить приветственную речь своему народу, встали и, в первую очередь, склонились перед народом и попросили прощенья.
Проект "Открытый Кыргызстан", 27 декабря 2010 года