Быть или не быть?
18.01.2011, "Литер"
Судьбу референдума о продлении полномочий президента будет решать Конституционный совет
Вчера идея проведения референдума по продлению полномочий главы государства Нурсултана Назарбаева до 2020 года получила неожиданное продолжение.
Напомним, что 14 января ее повторно поддержал парламент на совместном заседании палат (6 января депутаты уже единодушно поддержали плебисцит, но это предложение своим указом отклонил президент. - Ред.), а также внес изменения в главный закон страны. В прошлую пятницу глава государства обратился в Конституционный совет с тем, чтобы его представители дали оценку внесенным правкам в Основной Закон.
Президент пока не делал каких-либо заявлений касательно голосования в стенах парламента. Но, как стало известно, 14 января, т.е. сразу после волеизъявления депутатами своей позиции, в Конституционный совет поступило обращение от главы государства. Об этом вчера сказал исполняющий обязанности председателя совета Николай Белоруков на заседании.
«И по содержанию, и по форме, и по процедуре (подачи. - Ред.) данное обращение входит в предмет рассмотрения Конституционного совета и может быть принято в конституционное производство», - заключил вчера член совета Виктор Малиновский.
А чуть позже появилось сообщение Конституционного совета, которое указывало на то, что дело пущено в производство. «Начата подготовительная работа по определению круга участников конституционного производства из числа представителей госорганов, а также по сбору и исследованию необходимых документов и иных материалов», - говорилось в тексте документа.
В таком повороте событий мало удивительного. Казахстанский лидер не сторонник скоропалительных решений и всегда придерживался мудрого принципа «Семь раз отмерь, один раз отрежь». У решений есть одно свойство - необратимость. Поэтому допущенная ошибка способна отнять в два раза больше времени и потребовать в два раза больше средств. В таком ключе решение обратиться к Конституционному суду стало закономерным событием.
Референдум - это сложное решение. В 1995 году, когда казахстанцы голосовали за продление полномочий главы государства до 1999 года, было проще. Кризис, вызванный крахом СССР и нарушением единых экономических связей, диктовал свой жесткий план. Тогда надо было принимать большие пакеты реформ, требовались решительные меры. И сегодня мы видим, что референдум позволил Казахстану не только пережить сложности переходного периода, но и выбиться в лидеры на постсоветском пространстве. Сегодня задачи несколько иные. Казахстан, как и остальной мир, оказался на пороге «посткризисного периода», который предъявляет свои требования к лидерству. В связи с чем в 2010 году в стране стартовала программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). А сегодня более пяти миллионов жителей страны, имеющих избирательное право, выразили желание пройти этот путь с действующим президентом. Но для этого свой вердикт должен дать Конституционный суд, в том числе и по голосованию в парламенте.
Какое решение примет он, станет известно в течение месяца. Но едва ли стоит ожидать от Конституционного совета сенсаций. Во-первых, референдум не противоречит нормам Основного Закона, во-вторых, в ходе голосования по нему не было замечено нарушения законодательства. Сторонники плебисцита, в том числе представители инициативной группы, действовали в правовом поле. А если так, то Конституционный совет едва ли найдет нарушение.
Об этом говорит и советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев. По его словам, референдум по продлению полномочий президента страны до 2020 года неизбежен, поскольку у главы государства практически не осталось правового поля для маневра. Он также сообщил приблизительные сроки проведения плебисцита. «Думаю, что сразу после послания президента к народу, выходит, что в первой декаде марта», - сказал Ертысбаев.
Советник президента также дал свою оценку статусу Лидера Нации, который теперь нашел свое отражение в Конституции. «До принятия закона о Лидере Нации я публично выступал против этого статуса, но теперь, и после принятия закона, и после конституционного закрепления этого статуса, я как законопослушный гражданин, естественно, принимаю законодательное оформление этого понятия», - сказал Ертысбаев.
Екатерина БОЛЬГЕРТ, Астана, Марат МАМАЕВ, Алматы