CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Кыргызстан: Китай хочет проложить железнодорожный "Шелковый путь" | Eurasianet: Русская Служба

4 ноября 2011

Кыргызстан: Китай хочет проложить железнодорожный "Шелковый путь"

Пятница, 4 Ноябрь, 2011 - 03:37, Eurasianet: Русская Служба

by Крис Риклтон

Поезд из Москвы заезжает в железнодорожное депо (Бишкек, Кыргызстан). Китай добивается права построить свою собственную дорогу, по которой можно будет сократить путь до Узбекистана и Европы, а руководство Кыргызстана раздумывает, стоит ли из-за этого рисковать отношениями с Москвой. (Фото Дэвида Триллинга)

Будущий президент Кыргызстана, премьер-министр Алмазбек Атамбаев, и его политические союзники, похоже, намерены выстраивать внешнеполитический курс своей отчаянно нуждающейся в финансах страны таким образом, чтобы он отвечал самым насущным экономическим нуждам Бишкека. Но для этого кыргызским властям придется балансировать между своими двумя крупнейшими торговыми партнерами - Россией и Китаем, дабы не обидеть ни одну из сторон.

Краеугольным камнем своей успешной предвыборной кампании Атамбаев сделал членство в возглавляемом Москвой Таможенном союзе вкупе с общей ориентацией в пользу России, хотя выполнение подобного обещания может поставить под угрозу важнейшие торговые взаимоотношения с Китаем, запутав ситуацию с тарифной политикой. Одновременно с этим кыргызские политики, включая и союзников Атамбаева, предпринимают шаги с целью развеять потенциальные опасения Китая, помогая Пекину реализовать свою заветную мечту о строительстве железнодорожной магистрали "Китай-Кыргызстан-Узбекистан".

"В ходе своей предвыборной кампании Атамбаев занял активную пророссийскую позицию, и я его понимаю, - отмечает Осмонакун Ибраимов, занимавший при экс-президенте Аскаре Акаеве пост госсекретаря Кыргызстана, а позднее стал профессором экономики в бишкекском университете "Манас". - Победить на выборах без поддержки России и голосов русскоязычных избирателей сложно. Но как президенту ему придется подлаживаться под менее заметную, но более нужную силу, а именно под Китай".

С момента своего вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 1998 году Кыргызстан превратился в один из главных коридоров поступления дешевых китайских товаров широкого потребления на рынки бывшего Советского Союза. Однако над будущим китайско-кыргызской торговли теперь витает дух неопределенности.

В последние месяцы Бишкек сделал ряд предварительных шагов по вступлению в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси, который уже негативно отразился на кыргызском реэкспорте. Вступление в союз на полноправной основе может отрицательно сказаться на возможности Бишкека выполнять свои обязательства перед ВТО, и подобное положение дел совсем не обрадует Китай. В соответствии с протекционистской политикой ТС кыргызские тарифы на трансграничную торговлю могут вырасти вдвое, став камнем преткновения на пути поступления китайских товаров, составляющих огромную долю объема внешней торговли страны и обеспечивающих относительно невысокий уровень цен на потребительские товары в республике.

Пока Пекин ведет себя так, как будто особых причин для беспокойства нет. Китайские власти давно лелеют надежду на расширение кыргызского экспортного коридора. Это подчеркивает и тот факт, что планы Китая по прокладке более 300 км путей через самое сердце Азии были выработаны еще в конце 1990-ых годов с вступлением Кыргызстана в ВТО, которое и подтолкнуло Пекин к выработке новой экспортной стратегии.

Железная дорога станет "своеобразным портом для не имеющей выхода к морю страны", который "подключит Кыргызстан к мировой экономике", отмечает Ибраимов. Будучи сторонником этого железнодорожного маршрута, он полагает, что проект сможет экономически спаять Кыргызстан. В настоящее время север и юг страны соединяет лишь одна высокогорная автомагистраль.

В самом Кыргызстане экономическая необходимость сталкивается с соображениями национальной гордости. Сама идея, что принадлежащая Китаю дорога прорежет их страну, не слишком нравится многим жителям Кыргызстана, психологически настроенным против усиления какого бы то ни было китайского влияния. Многие жители республики с подозрением приглядываются к быстрому росту Китая, опасаясь, что гигантский сосед поглотит их крошечное государство.

В этом году исполняющий обязанности премьера Омурбек Бабанов предложил Китаю концессии в добывающей отрасли в качестве компенсации за предполагаемые расходы Пекина в размере 2,5 млрд. долларов, и противодействие в политических кругах и СМИ вновь начало набирать обороты.

С момента обретения Кыргызстаном независимости в 1991 году оппозиционные политики использовали внешне теплые двусторонние отношения с Китаем для критики сменявших друг друга администраций. Когда Аскар Акаев передал в 1999 году Китаю часть территории в рамках урегулирования пограничного конфликта, поднятый оппозицией шум привел в итоге к гибели в 2002 году шести демонстрантов, а кульминацией стало падение администрации Акаева. Экс-президент Курманбек Бакиев подвергся резким нападкам в 2009 году, когда его правительство предложило передать Китаю в обмен на строительство железной дороги железорудное месторождение Жетим-Тоо в Нарынской области. В знак протеста против данной инициативы губернатор области Омурбек Суваналиев подал в отставку. Баллотируясь на минувших выборах на пост президента в качестве соперника Атамбаева, Суваналиев в одном из своих телевизионных роликов воспроизвел этот эпизод, отзывается о китайцах, как о волках, которых нужно истреблять.

Приоритетом для Кыргызстана должно стать "сохранение своей государственности", подчеркивает главный редактор бишкекского делового издания "Деньги и власть" Турат Акимов. "А для этого нам нужна будет Россия, а не китайская железная дорога".

Магистраль планируется проложить из города Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая до города Андижан на территории Узбекистана, где она вольется в железнодорожную сеть Узбекистана, сократив на несколько сотен километров существующий маршрут из Китая в Европу. Узбекистан уже дал принципиальное согласие оплатить свой участок пути, который составит в общей сложности порядка 50 км.

Пекин нуждается в наземных экспортных маршрутах, отмечает специалист по Китаю Университета Виктории в Новой Зеландии Марк Лантень (Marc Lanteigne), добавляя, что опасения в связи с суверенитетом несколько преувеличены: "Кыргызстан не слишком богат природными ресурсами, но у него есть одно преимущество: он может стать потенциальным узлом для различных проектов "Шелкового пути", которые Китай может предложить Евразии", - сказал он EurasiaNet.org.

"Пекин надеется получать в ближайшие годы полезные ископаемые из Афганистана и соседних стран, так что приоритетом для центральноазиатской торговли Китая становятся надежные торговые коридоры", - отмечает эксперт.

Переговоры по железнодорожной магистрали проходят в непрозрачной обстановке, вызывая опасения, что проект не отвечает национальным интересам. На нем также лежит тень бывшего его сторонника, деловитого отпрыска Бакиева Максима, продвигавшего этот проект незадолго до отстранения семьи от власти в 2010 году.

"Никто так нам конкретно и не объяснил, что нам даст эта железная дорога, - говорит главред Турат Акимов. - Они твердят об экономических выгодах: но мы будем лишь транзитной страной, а сама дорога будет принадлежать Китаю".

От редактора: Крис Риклтон является журналистом из Бишкека.

eurasianet.org

Предыдущая статьяН.К.Тер-Оганов "Банковский скандал и вопрос о возможном упразднении института президентства в Иране"
Следующая статьяЕсть ли место для России в американском проекте "Нового Шелкового пути"? | Eurasianet: Русская Служба