CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

mn.ru

Иран - США: война нервов | Мнения | Московские новости

11 января 2012

Иран - США: война нервов

После нынешней демонстрации решимости начнется новое «мирное наступление»

11 января 00:05 | Газета ? 194 (194) , Московские новости

Федор Лукьянов

Прошлый год заканчивался темой Ирана, ею начинается и новый. Символично название статьи в январском номере журнала Foreign Affairs - «Время атаковать Иран», в ней доказывается, что силовой сценарий чреват наименьшими издержками для всех. Западные страны ужесточают санкции против Тегерана, намереваясь ввести эмбарго на торговлю нефтью.

Сам Иран поднимает ставки - объявляет о планах обогащения урана, приговаривает к смертной казни гражданина США, испытывает ракеты и проводит учения в Ормузском проливе, угрожая в случае обострения перекрыть критически важную для транспортировки нефти артерию.

Для Соединенных Штатов последнее событие, по сути, представляет собой казус белли, поскольку свобода мореплавания - одна из опор мирового могущества Америки. Не случайно наиболее резкие предупреждения о возмездии прозвучали из Вашингтона именно в ответ на угрозу блокады.

Играет свою роль и предвыборная ситуация в США. Вашингтонский корреспондент Financial Times в своей недавней колонке отмечает, что сам Обама едва ли стал бы нагнетать военную истерию для поднятия рейтинга, но его республиканские оппоненты делают это с большой охотой - на праймериз претенденты соревнуются в том, кто громче пригрозит Тегерану. Президенту, чтобы не выглядеть слабым, придется принять хотя бы риторический вызов.

На фоне этой эскалации диссонансом прозвучали слова министра обороны Леона Панетты о том, что Иран не разрабатывает ядерное оружие, хотя и работает над созданием потенциала. И Панетта, и глава Объединенного комитета начальников штабов Мартин Демпси настаивают на дипломатическом и экономическом давлении, которое, по их версии, вполне действенно. Об этом же написал на днях в The Washington Post влиятельный комментатор Фарид Закариа: Иран слабеет, и Барак Обама, которого принято обвинять в соглашательстве, на деле внес в ослабление Тегерана больший вклад, чем Джордж Буш с его воинственными заявлениями.

Ситуация отчасти напоминает ту, что сложилась четыре года назад, в декабре 2007 года. Тогда обстановка вокруг Ирана резко сгустилась, а Буш объявил о том, что обретение Тегераном ядерного оружия будет означать начало третьей мировой войны. И вдруг в регулярном отчете об угрозах американская разведка сообщила, что Тегеран, по ее данным, прекратил военную ядерную программу в 2003 году. Это лишило неоконсерваторов наиболее убедительного аргумента - что времени на колебания уже не осталось. Спецслужбы не отрицали наличие иранской угрозы, однако не оценили ее как критическую.

Большинство комментаторов предположили тогда, что разведсообщество и силовой истеблишмент извлекли уроки из иракского опыта. Им надоело быть крайними и отвечать за авантюрные затеи политического руководства. Накануне вторжения в Ирак разведка, чувствуя невысказанный запрос Белого Дома, создала путем селективного подбора аргументов и расплывчатых формулировок ощущение, которого там жаждали: Саддам Хусейн обманывает мир относительно оружия массового уничтожения. Результат известен - оружия не оказалось, интервенция стала внешнеполитическим провалом. Причины операции были чисто политическими, однако и на разведку, и на армию легло пятно. И когда под занавес второго срока Буша высшее руководство США стало склоняться к военному решению иранской проблемы, военные и разведчики решили застраховаться.

Сегодня ситуация иная, но американским военным тем более есть чего опасаться. Военная акция против Тегерана в 2012 году, в разгар бурных событий в регионе - предприятие более чем рискованное. Америка может втянуться в сложную региональную интригу вокруг Ирана, тон в которой задают ведущие арабские страны, прежде всего богатые монархии Персидского залива, Саудовская Аравия и Катар. Их задача - максимально расшатать региональное влияние Тегерана (главная мишень - Сирия как наиболее близкий союзник Ирана) и весь «шиитский пояс».

Несмотря на эскалацию риторики, обе стороны (Вашингтон и Тегеран) осознают риски. Зная стиль иранской дипломатии, можно предположить, что после нынешней демонстрации решимости начнется новое «мирное наступление» с предложениями мировому сообществу. Причем чем острее ситуация сейчас, тем щедрее будут эти предложения в надежде расколоть ряды контрагентов. Америке подобная разрядка скорее всего тоже будет кстати - Обама только что объявил о том, что десятилетие войн окончено, военные явно не заинтересованы в очередной кампании. Они и Ливию-то в прошлом году приняли с большими сомнениями, а иранская операция будет явно масштабнее.

Впрочем, ситуация в мире и Ближневосточном регионе такова, что могут вмешаться неожиданные факторы. Да и вообще балансирование на грани нервного срыва всегда опасно - можно перейти грань, после которой нельзя бездействовать без риска потерять лицо. Как бы то ни было, Иран обещает стать одной из стержневых тем мировой политики-2012.

mn.ru

Предыдущая статьяНазарбаев снова защитил конституцию | Экс-СССР | Московские новости
Следующая статьяЪ-Газета - Иранская ядерная программа провалилась сквозь землю