Госдеп США одобрил оказание военной помощи Узбекистану, но раскритиковал ситуацию с правами человека
Суббота, 21 января, 2012 - 04:54, Eurasianet: Русская Служба
by Джошуа Кучера
Солдат Национальной гвардии США патрулирует американскую границу. Предполагается, что пакет военной помощи США Узбекистану будет включать, в том числе, и ассигнования на обучение узбекских погранвойск. (Фото: ВС США / Сержант Джим Гринхилл)
Заметка из блога EurasiaNet "The Bug Pit"
НОВОСТИ / БЛОГИ. Оборонный законопроект, подписанный 31 декабря президентом Обамой, содержит положение, согласно которому США могут возобновить оказание военной помощи Узбекистану, в качестве исключения, в случае, если госсекретарь США подтвердит наличие на то причин, затрагивающих интересы национальной безопасности. Закон также требует от Госдепа предоставить характеристику сложившейся в Узбекистане ситуации в области прав человека.
Сегодня, как рассказали блогу "The Bug Pit" сотрудники Госдепартамента, ведомство впервые воспользовалось этим предусмотренным законом исключением. Но, в добавок, Госдеп дал характеристику обстановке, сложившейся в области соблюдения прав человека в Узбекистане. Характеристика выдержана в выражениях, могущих порадовать сердца правозащитников: несмотря на ряд недавних заявлений представителей американского дипкорпуса, намекающих на оздоровление правозащитной ситуации в Узбекистане, в документе на такое состояние дел нет и намека. (Конечно, возможно, именно поэтому Госдеп и вызвался предоставить данный документ). С означенной бумагой можно ознакомиться ниже; в ней в сжатом виде характеризуется плачевная ситуация, сложившаяся в стране в сфере политических свобод, свободы вероисповедания и СМИ; говорится об условиях содержания в тюрьмах, пытках заключенных, эксплуатации детского труда и заблокированном властями независимом расследовании печально известных "андижанских событий".
Мне не сказали, какую конкретно помощь Госдепартамент собирается оказать посредством данного положения закона. Как представляется, это уже обсуждавшиеся 100 тыс. долларов на обучение погранвойск. В любом случае, похоже, США теперь могут оказывать военную помощь Узбекистану, не говоря никаких благоглупостей о соблюдении прав человека в этой стране.
Кроме того, я имел сегодня беседу об Узбекистане с еще одним чиновником, напомнившую мне о важном аспекте этой полемики, который часто упускают из виду: в 2005 году Узбекистан выдворил США со своей авиабазы Карши-Ханабад не потому, что США выразили недовольство в связи с Андижаном, а потому, что президента Ислама Каримова беспокоила перспектива своего свержения в результате организованной при содействии США "цветной революции". Конечно, эти его опасения были спровоцированы Андижаном и реакцией Запада, но Каримов, пожалуй, был вполне способен справиться с этим. Однако все эти события пришлись на пик разыгравшейся у постсоветских диктаторов паранойи по поводу угрозы "цветных революций", и в частности той, что разразилась в Кыргызстане всего за два месяца до андижанских событий.
Теперь же, когда угроза (или перспектива - в зависимости от взгляда на предмет) "цветных революций" миновала, Каримов, скорее всего, по-иному оценивает количество критики в связи с соблюдением прав человека в стране, которую он готов воспринять. И все же обозреватели - от Дональда Расмсфельда до правозащитной организации Human Rights Watch (и, пожалуй, если пройтись по архивам, и данного блога) связывают выдворение США с авиабазы исключительно с негодованием в связи с нарушениями прав человека. Неясно, насколько существенна эта разница, но ее определенно следует иметь в виду.
Так или иначе, вот документ Госдепа, целиком и полностью:
Оценка ситуации в области соблюдения прав человека
Ситуация с соблюдением прав человека в Узбекистане по-прежнему внушает серьезную обеспокоенность, в том числе в связи с ограничением политических свобод и свободы вероисповедания, отсутствием независимых СМИ, принудительным трудом взрослых и детей, обвинениями в применении пыток и неудовлетворительными условиями содержания в местах лишения свободы. Правительство не дало добро на проведение независимого международного расследования обвинений в уничтожении множества безоружных мирных жителей в ходе массовых беспорядков в Андижане в 2005 году.
Политические свободы: Узбекистан является авторитарным государством с закрепленной в конституции президентской формой правления и принципом разделения властей. На практике же в политической жизни общества доминирует президент Ислам Каримов и централизованная исполнительная ветвь власти, которые осуществляют почти полный контроль над остальными ветвями. Правительство подавило политическую оппозицию, не допуская формирования по-настоящему многопартийной системы. В своем выступлении в ноябре 2010 года президент Каримов призвал к укреплению демократии и расширению роли парламента и гражданского общества, однако руководство республики не предприняло никаких существенных шагов в этом направлении. Последние президентские выборы, прошедшие в 2007 году, не соответствовали международным демократическим стандартам. ОБСЕ отметила процедурные недочеты и нарушения в ходе подсчета голосов, а также тот факт, что все кандидаты публично поддерживали проводимуй Каримовым курс.
Свобода вероисповедания: Согласно Закону о свободе вероисповедания в странах мира, с 2006 года Узбекистан является "страной особого внимания". Мы продолжаем призывать правительство Узбекистана обеспечить регистрацию организаций религиозных меньшинств и неофициальных религиозных групп, упростить требования к регистрации и покончить с необоснованными арестами и жестоким обращением с заключенными, проходящими по религиозным делам, в местах лишения свободы. Мы работаем с правительством Узбекистана над организацией в начале 2012 года визита в страну посла США по вопросам свободы вероисповедания в странах мира Сьюзан Джонсон Кук.
Свобода слова и независимость СМИ: Закон гарантирует свободу слова, но на практике власти жестко ее ограничивают. Публичное оскорбление президента наказывается лишением свободы сроком до пяти лет. Публикация статей, разжигающих религиозную рознь, находится под запретом. В телеэфире доминируют четыре государственных телеканала.
Принудительный труд взрослых и детей: Эксплуатация труда взрослых и детей носит систематический характер во время сбора урожая хлопка. Тысячи школьников, студентов вузов и преподавателей выводятся среди прочих на поля по распоряжению властей.
Обвинения в применении пыток: Хотя конституция и законодательство запрещают подобные действия, сотрудники правоохранительных органов и органов госбезопасности регулярно избивают заключенных и применяют к ним иные меры воздействия с целью получения признательных и иных показаний. По сообщению источников, в тюрьмах, следственных изоляторах, районных отделениях внутренних дел и госбезопасности широко распространены пытки и иные злоупотребления.
Условия содержания в местах лишения свободы: Условия содержания в местах лишения свободы являются неудовлетворительными и, в ряде случаев, представляющими угрозу для жизни. Широко распространены сообщения о переполненности тюрем, а также серьезных злоупотреблениях и нехватке медикаментов. Пищей и водой заключенные в общем и целом обеспечиваются, но качество и того, и другого остается неудовлетворительным.
Расследование андижанских событий: После проведенного своими силами расследования по факту андижанских событий 2005 года власти Узбекистана заявили, что инициаторами беспорядков явились вооруженные лица, открывшие огонь по правительственным войскам. С тех пор власти запретили и лишили регистрации ряд политических партий. Правительство не дало согласия на проведение независимого расследования данного инцидента.
От редактора: Джошуа Кучера является независимым вашингтонским журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, а также редактором блога "The Bug Pit" на сайте EurasiaNet.