Ахалская доминанта
26.03.2012 | Мерет Бабаев,Новости ХТ | Posted by Editor
Хроника Туркменистана
После 1991 года стала заметна одна закономерность: все кадровые назначения на ключевые государственные посты были связаны с представителями Ахалского велаята. Сапармурат Туркменбаши, как известно, рос сиротой и не мог продвигать по служебной лестнице своих родственников. Считавшийся главой всех туркмен, он тем не менее предпочиал видеть на ответственных государственных постах в центре и в регионах своих земляков - текинцев из Ахала.
Именно при Туркменбаши на должности хякимов, руководителей силовых, правоохранительных и судебных органов в регионах стали назначаться представители Ахала.
Пришедший к власти Г. Бердымухамедов, имеющих многочисленных родственников, придал процессу ахализации широкий размах. За прошедшие пять лет ахальцы заняли ключевые позиции в прибыльной топливно-энергетической отрасли, а также в сфере распределения, торговли, пищевой промышленности. Причем они проникли в велаяты, где наиболее престижные и высокодоходные должности прежде занимали уроженцы данного региона.
Например, должность генерального директора головной нефтебазы в велаятах стоит, по разным оценкам, от 150000 до 250000 долларов. И, представте, находятся люди, готовые выложить эту сумму, чтобы оказаться в директорском кресле. Находятся, потому что соискатели знают: все расходы можно окупить за полгода работы, а за вторую половину года получить столько же прибыли.
При Г. Бердымухамедове головную нефтебазу в Дашогузе возглавил присланный из Ахала гендиректор. Говорили, что он родственник президента. Так оно или не так, трудно сказать, но вот что интересно: после этого назначения нефтебазу перестали лихорадить бесконечные проверки, ревизии, устраиваемыми фискальными и правоохранительными органами.
«Хлебным» считается должность директора предприятия, входящего в структуру Ассоциации пищевой промышленности, независимо от профиля производимой продукции. Во всех велаятах местные предприятия пищевой промышленности возглавляют не уроженцы данной местности, а пришлые из Ахала.
В последнее время направленцы из Ахала уже восседают в должности, скажем, начальника регистрационно-экзаменационного отдела (РЭО) велаятской службы дорожного движения полиции, таможенного терминала, налоговой службы и других высокодоходных позициях.
Вызывает тревогу не само назначение пришлых на эти должности, а рост протестного настроения не только в среде регионального истеблишмента, но и далеких от общественно-политической жизни обывателей.
«Присылая из Ашхабада новых начальников, наш президент и его окружение подчеркивают, что мы, региональные, не ахальские, люди второго сорта и не способны управлять» - не скрывая своего недовольства, говорит житель Туркменабата Гайыпназар.
Даная статья имеет целью констатировать проблему, а не настраивать одни регионы против других. На практике, власти страны способствуют возникновению межплеменной розни, что в перспективе может вылиться в серьезные конфликты.
Думается, что Ниязов, в конце своего правления понял это. Тогда был принят закон о хякимах, где говорилось, что они (и в этрапах и в велаятах) должны избираться из членов генгеши - орган местного самоуправления. Осуществить на практике эту задумку Ниязов не успел, а одним из первых шагов Бердымухамедова была отмена этого закона и возвращение к практике назначения руководителей президентом.
В итоге имеем то, что имеем. Руководителями практически всех уровней назначаются люди из столичного региона.