Бесперспективность транскаспийского трубопровода, - NBCA
28 марта 2012, 16:07, CA-NEWS (TM)
CA-NEWS (TM) - Бесперспективности транскаспийского трубопровода посвящена статья Новостной Cводки Центральной Азии (NBCA) от 27 марта 2012 г.
12-14 марта на международной конференций в Берлине «Туркменистан-Европа: перспективы сотрудничества» с участием представителей крупных энергетических компаний, туркменских и европейских чиновников обсуждалась возможность проекта сооружения «Южного газового коридора». Основой такого корридора служит многообуждаемый газопровод «Набукко» от восточной Турции до Европы, или же азербайджано-турецкий проект «Транс-анатолийский газовый трубовод», первое соглашение о котором было недавно подписано. Для того, чтобы доставить туркменский газ в эту трубопрободную сетку, придется протянуть дополнительный трубопровод протяженностью 269 километров через Каспию, от города Туркменбаши до Баку, - говорится в статье.
На конференции также шли обсуждения о вероятном азербайджано-туркменском межправительственном соглашений при участии ЕС, в котором должна быть закреплена «туркменская газовая квота в проекте южного коридора».
NBCA взяла интеврью у Ровшана Ибрагимова, доктора, заведующего отделом анализа внешней политики Центра стратегических исследований Азербайджана, о существующих рисках этого проекта и условиях, при которых он может быть реализован.
- Насколько жизнеспособен транскаспийский трубопровод?
- Если участники проекта будут продолжать настаивать на тех же тезисах, которые они представляли на конференции, то данный проект останется лишь темой для бесконечных и продолжительных дискуссий. Ведь на деле не рассматриваются реалии и требования, в соответствии с которыми этот проект должен развиваться.
- Позволяют ли существующие договоренности каспийских государств заключать предлагаемые двусторонние соглашения?
- C юридической точки зрения, проблемы не должны возникнуть только в случае, если будет иметься как минимум двустороннее соглашение по статусу Каспия между Азербайджаном и Туркменистаном. Однако такого соглашения нет.
Существуют разногласия между Баку и Ашгабатом по принадлежности месторождения Кяпаз/Сердар. А прийти к решению и по спорным месторождениям невозможно, имея разные взгляды по вопросу, каким должно быть секторальное деление Каспия.
Но даже если предположить, что Баку и Ашгабат подпишут соглашение, то на практике нужно также понимать геополитическую реальность: Россия и Иран будут всячески препятствовать [реализации транскаспийского трубопровода], и выступить против их национальных интересов будет также невозможно.
- Какие существуют условия для смягчения рисков и для того, чтобы транскаспийский трубопровод стал реальностью?
- Как прозвучало на берлинской конференции, ЕС готов взять патронаж по подготовке и подписанию договора, однако одновременно от ЕС требуются конкретные гарантии безопасности и страховка от возможного негативного влияния со стороны России и Ирана.
Кроме того, должно быть ясно, кто будет финансировать проект. В данном случае было бы целесообразно, если бы это проделал Евросоюз. Хотя мне кажется, что в целом Евросоюз не способен предоставить данные гарантии, поскольку у этой организации нет достаточных механизмов.
Кроме того, внешняя и энергетическая политика ЕС все еще находится на уровне межправительственных отношений, а не на суперанационнальном уровне. И как следствие, данное обстоятельство влияет на возможность принятия единого решения.
Германия, которая является «локомотивом» ЕС, имеет тесные отношения с Россией в газовом секторе. И не совсем ясно, как ЕС будет предлагать те гарантии, которые требуются Азербайджану и Туркменистану для запуска Транскаспийского трубопровода. В противном случае ни Азербайджан, ни Туркменистан не смогут самостоятельно смягчать возможные риски.