Ташкент замер
30.03.2012 06:10, dn.kz
Сенат сократил срок пребывания Каримова на посту президента Узбекистана
Нигора Юлдашева, Ташкент
Сенат олий мажлиса - верхняя палата парламента Узбекистана - 23 марта одобрил конституционный закон «Об очередных выборах в представительные органы государственной власти и президента Республики Узбекистан», согласно которому следующие президентские выборы в стране должны будут состояться спустя 90 дней после обнародования итогов парламентских выборов. Поскольку официальная пресса Ташкента пока воздержалась от публикации каких-либо комментариев, рядовые граждане Узбекистана пока не узнали, что главу государства на этот раз им, может быть, предстоит выбирать почти на год раньше - не в декабре 2015-го, а уже в марте. Закон вступит в силу после его подписания ныне действующим президентом Узбекистана Исламом Каримовым.
Новость оказалась настолько неожиданной, что некоторые неправительственные комментаторы поначалу решили, что речь идет не о сокращении, а об очередном продлении срока президентских полномочий Каримова, бессменно находящегося на своем посту уже более 20 лет. В марте 1995 года путем референдума первый срок его президентства был продлен на пять лет. В 2000 году на альтернативных выборах Ислам Каримов был избран на второй пятилетний срок, но по итогам национального референдума в феврале 2002 года срок полномочий президента Узбекистана был увеличен с пяти до семи лет. Тогда многие думали, что семь лет находиться у власти будет, наверное, уже кто-то другой, поскольку Конституция страны вообще не предусматривает избрания одного лица на три президентских срока подряд. Сам вопрос референдума 2002 года был сформулирован: «Согласны ли вы с изменением конституционного срока полномочий президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний?». Без упоминания персоналий. Однако в 2007 году Каримов был снова на президентских выборах, что объясняли тем, что теперь он избирается впервые на семилетний срок. Согласно статье 177 Конституции Узбекистана, очередные президентские выборы ранее планировались на декабрь 2015 года - «через год после парламентских выборов, в год истечения конституционных президентских полномочий, в первое воскресенье третьей декады декабря». То есть Каримов был просто обязан исполнять обязанности главы государства фактически еще год после официального истечения срока своего президентства. В том, что у него хватит на это и политической воли, и человеческих сил, мало кто сомневался. В нынешний Навруз, всенародное празднование которого по указу Каримова из-за погодных условий было перенесено с 21 на 22 марта, 74-летний лидер нации на глазах телекамер и восхищенных трибун минут пятнадцать танцевал на центральной площади Ташкента зажигательный народный танец. Демонстрируя этим не только свою радость, но и достаток физических сил. Наблюдатели расходились только в прогнозах - будет ли он вновь баллотиро ваться на президентских выборах 2015 года?..
Новый конституционный закон, одобренный сенатом на прошлой неделе, на наш взгляд, не внес окончательной ясности в этот вопрос. По сообщениям пресс-службы верхней палаты парламента Узбекистана, в ходе обсуждения закона отмечалось, что его принятие обеспечит безусловное соблюдение «общепринятых принципов и норм международного права» и будет способствовать «укреплению гарантий стабильности, устойчивости системы государственной власти, государственно-правовой и политической системы, углублению демократических реформ, формированию гражданского общества». Аналогичные формулировки, заметим, были озвучены и в декабре 2011 года, когда сенат олий мажлиса одобрил, инициированное самим Каримовым «обратное» сокращение сроков конституционных полномочий президента Узбекистана с семи до пяти лет. То есть тогда сенат фактически денонсировал результат референдума 2002 года. Оппозиционные комментаторы, разумеется, видят во всех таких изменениях, направляемых сверху, лишь политические игры, направленные на улучшение демократического имиджа Узбекистана в глазах США и Европы, а на деле призванные обеспечить легитимность дальнейшего продления власти Каримова. И на сей раз неправительственные агентства заострили внимание в основном на том, что президентские выборы, если они состоятся весной 2015 года, придутся на сей раз на период года, когда значительная часть взрослого населения Узбекистана будет либо чрезвычайно занята на полевых работах - в разгар посевной, а многие потенциальные избиратели могут и вообще находиться за пределами страны - отправятся, как обычно с началом весны, на сезонные заработки в Россию и Казахстан.
Между тем аналитики, близкие к властной элите, уже начинают озвучивать мысль о том, что 2015 год, вероятно, станет для Узбекистана действительно годом реальной смены власти - передачи ее путем подлинно демократических выборов от Ислама Каримова будущему преемнику. При этом делается акцент на усиление роли парламента и политических партий.
По мнению главы агентства Uzmetronom Сергея Ежкова, в 2012-2013 годах стоит ожидать кардинальных изменений в руководстве либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП), которая в настоящий момент занимает большинство мест в олий мажлисе, и фактически выполняет в Узбекистане роль «партии власти». Правда, гражданам страны, пока очевидно, что у парламентских партий до сих пор были именно что роли, тогда как реальная власть находилась в руках президента, фактически управляющего Кабинетом министров и всей вертикалью исполнительной власти. Однако нельзя отрицать и того, что в последние годы Каримов предпринял немало личных инициатив, юридически подготавливающих парламент и парламентские партии к куда более активной роли в политической жизни страны. По мнению Ежкова, перед очередными выборами в двухпалатный парламент, которые должны состояться в Узбекистане в декабре 2014 года, УзЛиДеП возглавит яркий и популярный политик, который не только обеспечит нынешней партии власти большинство в олий мажлисе нового созыва, но и сделает ее в прямом смысле «правящей партией». А затем будет выдвинут от этой партии кандидатом в президенты Узбекистана на выборах в марте 2015 года, подобно тому, как Ислам Каримов был выдвинут от УзЛиДеП на выборах в декабре 2007 года. Аналитик даже обмолвился, что ему, дескать, уже известна персона этого гипотетического преемника Каримова, хотя, разумеется, уклонился от того, чтобы назвать ее вслух. Что, конечно, понятно - в условиях хитросплетенных и труднопредсказуемых политических реалий Узбекистана. Другие наблюдатели полагают, что агентство Uzmetronom прогнозирует ситуацию так, как ее развитие хотела бы неофициально представить публике правящая верхушка, а как все будет на самом деле, можно будет узнать только в 2015 году.