CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

postimees.ee

Замминистра Афганистана: нашим женщинам нужна поддержка - Газета - Postimees.ru

4 мая 2012

Замминистра Афганистана: нашим женщинам нужна поддержка

04.05.2012 00:00, Postimees.ru

Эвелин Калдоя

Как сказала заместитель министра Афганистана по делам женщин Палваша Какар, ношение платка на голове не является проблемой, главное, чтобы афганские женщины имели право учиться и работать.

Как вы оказались на своей нынешней должности?

Этот пост я заняла потому, что с юности боролась за права женщин. Правительство Афганистана знало обо мне благодаря моей прежней работе. Я окончила университет в Афганистане, получила высшее образование, отстаивала права женщин, работала в ЮНИСЕФ, во время правления «Талибана» добилась учреждения женского шуры (совета) и открытия школы для девочек, была руководителем программы в Афганском совете по правам человека. Затем президент назначил меня заместителем министра.

В годы правления «Талибана», во время войны я находилась в Афганистане и работала с афганскими женщинами. Хотя мне приходилось носить одежду, закрывавшую меня с головы до пят, я продолжала делать свое дело.

Как «Талибан» относился к вашей деятельности? Во время правления «Талибана» я собирала информацию дома. Приглашала помощников к себе, собирала фотографии и показывала их международным организациям, говоря, вот в каком положении находятся женщины, помогите.

Благодаря этому ЮНИСЕФ открыл школу для девочек. Я собирала также средства для того, чтобы женщины имели возможность учиться. При режиме «Талибана» это было необходимо, талибы разрешали только медресе, научные предметы и новые технологии были под запретом.

Во время приезда тогдашнего руководителя ЮНИСЕФ Кэрол Беллами в Джелалабад я организовала конференцию, передала ей паранджу. Когда она отрыла пакет, то поинтересовалась, что это такое.

Я объяснила, что наши женщины вынуждены закрывать себя с головы до ног, что нас вынуждают к этому. Если женщина носит паранджу по собственной воле - это ее личное дело, но если ее заставляют, то это насилие и преступление.

«Талибан» узнал об этом, мне позвонили из ЮНИСЕФ и посоветовала бежать из страны. Три месяца я жила в Пакистане.

Многие ли афганские женщины не носят паранджу?

Афганистан - страна со сложившимися традициями. До прихода к власти талибов в сельской местности некоторые женщины, следуя давним традициям, носили паранджу. Сейчас одни носят паранджу, другие - большой черный платок.

На Западе Афганистана некоторые женщины носят головной убор, напоминающий головой убор иранских женщин, живущие там пушту, в основном простые женщины, носят большой платок.

Во время правления «Талибана» паранджу обязаны были носить все женщины. До талибов и до коммунистов женщины одевались по-разному. Сейчас 20-30 процентов наших женщин носят паранджу из соображений безопасности, а не потому, что она обязательна.

Паранджа не является частью нашей культуры, она пришла из Индии. Наша традиция предусматривает только головной платок. До моджахедов в Центральном Афганистане не носили даже платок, страна была почти западной.

Как вы думаете, придет ли когда-нибудь время, когда афганские женщины не будут носить даже платок?

Не думаю, я не уверена в этом. Были режимы, когда наши женщины не покрывали голову, лишь некоторые носили платок. В годы учебы в университете я выглядела совсем не так, как сейчас, я не носила платок, одевалась по-европейски.

Платок нам не мешает. Это - культура, которую мы уважаем, ведь мы мусульмане. Тяжело, когда женщины не могут учиться и работать, когда их наказывают, насильно заставляя носить паранджу.

Когда вы были студенткой, то одевались по-европейски, но «Талибан» заставил вас надеть паранджу. Как произошли эти перемены?

Я помню, как до «Талибана» пришли моджахеды. Мы узнали из новостей, что они скоро войдут в Кабул. Многие люди думали, что из-за них - мы ведь знаем мусульманские законы - придется носить платки. И это не вызывало неприятия, но мы хотели учиться и работать.

Во время «Талибана» положение совершенно изменилось. Школы были закрыты, и по всей нашей культуре был нанесен сильнейший удар. Если женщина шла по улице, и паранджа не была достаточно длинной, то ее наказывали. Поначалу мы никак не могли привыкнуть к парандже, мы не умели в ней ходить.

Мы пытались бороться за свои права и до событий 11 сентября 2001 года. Мы просили международные организации, чтобы они обратили внимание на афганских женщин, но нас тогда почти не слышали, особенно в США. И это продолжалось в Афганистане восемь лет. Когда, наконец, случилось 11 сентября, о нас вновь вспомнили - об афганских женщинах и обо всем, что касается Афганистана.

Выходит, атаки 11 сентября обернулись благом для афганских женщин?

Для нас - да. 11 сентября принесло и хорошее, и плохое. Плохо, конечно, что террористы «Аль-Каиды» убили так много людей.

В 2014 году НАТО планирует вывести войска из Афганистана, поговаривают о переговорах с «Талибаном». Чем это может обернуться для афганских женщин?

В этом вопросе на нас оказывают давление. Мы опасаемся за свою жизнь после 2014 года. Организации, борющиеся за права женщин, ведут большую работу за пределами Афганистана, чтобы нас опять не забыли - в США, НАТО, ЕС.

За 30 лет мы потеряли все. Нам нужна более сильная поддержка международных организаций. Они обещали в своих странах поддерживать афганских женщин и афганский народ. Теперь настала пора реальной работы. Если они пос-ле 2014 года опять забудут об Афганистане, это будет означать повторение ошибок.

Мир лишь время от времени стучится в дверь. Он придет в Афганистан, если хватит ума и не будет упущена возможность. В противном случае время и усилия будут потрачены даром.

Мы очень осторожны, и международная общественность должна быть осторожной, ведь она уже потратила столько времени и сил, потеряла здесь своих близких - мужей и сыновей. Уже потрачено много денег. И если сейчас они опять упустят возможность, значит, все это было напрасно.

Палваша Какар  Родилась в 1966 году в Нангархаре.  Закончила факультет социальных наук Кабульского университета, работала учительницей.  После наложенного «Талибаном» запрета работать учительницей, стала работать в Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ).

 Во время режима «Талибана» ей удалось открыть единственную в стране школу девочек. Из-за своей деятельности она и ее муж были брошены в тюрьму, после освобождения супруги были вынуждены бежать в Пакистан.

 Вернувшись в 2001 году на родину, учредила в Герате первый в городе женский совет. Затем работала в нескольких провинциях руководителем программы Независимого совета по правам человека Афганистана. Источник: PM

postimees.ee

Предыдущая статьяИсторическая память узбекского народа священна :: ИА «Жахон» при МИД РУ
Следующая статьяНазарбаев остается в списке "Хищников прессы" :: Радио Азаттык