ИНТЕГРАЦИЯ ПУСТОТЫ
16.05.2012 , ПОЛИТКОМ.RU
Олег Горбунов
Перед Путиным стояла задача оценить готовность своих коллег к более интенсивному диалогу в рамках строительства Евразийского союза15 мая в Москве состоялся юбилейный саммит глав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности и одновременно - неформальный саммит глав государств СНГ. На мероприятие, посвященное началу работы нового-старого президента России Владимира Путина, прибыли все главы государств Содружества.
Перед Путиным стояла задача оценить готовность своих коллег к более интенсивному диалогу в рамках строительства задуманного Евразийского союза, а также к решению старых проблем. Так, среди них можно выделить:
- проблема интеграции - Украина и Узбекистан, не говоря уже о Молдавии, Туркменистане и Азербайджане, не принимают предлагаемый Россией формат взаимодействия в рамках Таможенного союза (ТС);
- военный контроль пространства - в свете проблемы ПРО и угрозы для российского ядерного потенциала Москва заинтересована в наращивании своего военного присутствия в ближайших странах;
- регулирование миграции - для многих стран это вопрос выживания, а для России - вопрос экономического развития и политической стабильности;
- сближение позиций по ключевым международным проблемам;
- урегулирование «замороженных» конфликтов - в Приднестровье, Нагорном Карабахе и предотвращение развития ситуации по подобному сценарию в Ферганской долине, к этой проблеме вплотную примыкает вопрос силовой поддержки действующих политических режимов, в чем в особенности заинтересованы «бессменные» среднеазиатские лидеры;
- готовность к новым волнам кризиса и вопрос поддержки друг друга в случае обострения мировой экономической ситуации.
По итогам саммитов не было принято ни одного принципиального решения ни по одной из перечисленных проблем, что обусловлено тем, что Россия, с одной стороны, сама не знает, что ей делать с такими проектами, как ОДКБ и поддержание внутреннего мира у своих союзников по блоку, а с другой стороны - сами участники не были настроены на принятие решений, скорее - на оценку намерений друг друга и в первую очередь - Путина.
Его политика будет несколько отличаться от политики середины 2000-х годов. Сохранится присущий Путину экономоцентризм, однако в целом активизируется политика России по реинтеграции постсоветского пространства - для Путина это вопрос сохранения стабильности в самой России и контроля над ресурсами своих соседей.
Однако методика для достижения этих целей осталась прежней - экономическая кооперация или поглощение. Это существенно вредит образу России в глазах жителей республик ближнего зарубежья и мешает ей дать достойный ответ интеграционным предложениям Европы, которая привлекательна не только силой экономики, но и образом жизни.
Кремль должен озаботиться идеологизацией своей политики. Евразийство как идеологическая основа для интеграции пока не готова - оно продолжает оставаться «идеологией интеллигентов», с которой не связан быт миллионов людей. Кроме того, для развития такой базы нужны организационные ресурсы в гражданском обществе - международная сеть организаций-сторонников идеи. Этого пока также нет.
Еще одной важной проблемой для Кремля стал формат отношений с союзником по модели отношений Россия-Беларусь, то есть скупка активов и торговые войны в случае несогласия партнера. Это нанесло огромный удар по имиджу России. В контексте грядущих во многих странах СНГ парламентских и президентских выборов Россия еще столкнется с ростом недружественных настроений среди населения наших соседей. Эта проблема может быть решена по бизнес-модели - путем запуска гуманитарных и социальных проектов российскими мега-компаниями, которые бы «обелили» их образ в глазах простых людей.
По-прежнему актуален вопрос экономической поддержки друг друга внутри СНГ (или Евразийского экономического сообщества). Если Беларусь и Киргизия получили такую поддержку, то все остальные - нет. Не удивительно - российское руководство пытается привязать экономическую поддержку к конкретным дружественным шагам со стороны этих государств. В этом сфере Кремль мог бы сформулировать целый комплекс предложений своим союзникам, выполнение которых подкреплялось бы финансовой помощью.
Таким образом, существующие модели отношений внутри СНГ не удовлетворяют запросам. Новый Евразийский союз заявлен, но не сформулирован. Поэтому остается большой фронт работ, к которому лидеры - и в первую очередь Путин - должны подступиться с новой методикой, учитывающей прошлые ошибки.
16.05.2012