CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

echo-az.com

Echo :: за рубежом :: Дефицит "пространства для маневра"

24 мая 2012

Дефицит "пространства для маневра"

? 89(2771) Чт., 24 Мая 2012, Echo

Его все сильнее ощущает иранская дипломатия

НУРАНИ

Тегеран усиливает "игру на обострение" в странах Персидского Залива. По сообщению Armenia Today, тысячи иранцев вышли накануне на манифестацию против планов создания нового объединения между Саудовской Аравией и Бахрейном. Официальный Иран назвал новый арабский союз "сионистско-американским" заговором Государственное телевидение Исламской республики показало выступление влиятельного священнослужителя, который осудил идею создания нового союза стран Персидского залива как "злобный заговор, с которым мусульмане никогда не будут мириться". О том, что Саудовская Аравия - это не просто мусульманская страна, а монархия, где король носит официальный титул "Хранителя двух святынь", то есть Мекки и Медины, в Иране как-то упустили из внимания.

Понятно, впрочем, и другое. Создаваемый союз многие комментаторы открыто именуют "антииранским". В самом деле, рассуждая о трудностях во взаимоотношениях Ирана с окружающим миром, большинство комментаторов упоминают вражду с США и иранские угрозы в адрес Израиля, но взаимоотношения Тегерана с государствами Персидского Залива чаще всего остаются "за кадром". Однако, как свидетельствуют утечки Wikileaks, саудовские монархи прямо намекали американским дипломатам, что пора бы "отрубить голову змее" в лице тегеранского режима. Региональное соперничество между Ираном и Саудовской Аравией продолжается не одно десятилетие. Но несколько лет назад в Иране перешли к открытой дестабилизации нефтяных монархий, прежде всего за счет разжигания волнений среди шиитских общин этих государств. Наиболее "заметных" результатов удалось добиться в Бахрейне, где волнения среди шиитов серьезно дестабилизировали обстановку. Продолжаются бои в Йемене, где Иран открыто помогает шиитским мятежникам оружием, а правительственные войска опираются на помощь все той же Саудовской Аравии. Где ждут "главного акта драмы" - восстания среди шиитов самой Саудовской Аравии, которые здесь составляют не менее 10% населения. А когда арабские лидеры открыто обвинили Тегеран в разжигании волнений мусульман-шиитов в Бахрейне, напряженность в отношениях между Ираном и государствами Персидского залива, которые являются союзниками США, заметно возросла. Спор еще больше усилился, когда Тегеран осудил усилия шести арабских государств Персидского залива наладить более тесный политический и военный союз с целью противодействия растущему региональному влиянию Ирана. Переговоры в начале этой недели закончились безрезультатно, но связи Эр-Рияда и Манамы явно упрочились.

При этом очевидно и другое: "второй фронт" против стран Персидского залива в Иране открывают как раз в то время, когда ситуация в "ядерном кризисе" складывается далеко не лучшим образом для Тегерана.

На первый взгляд, "негативных тенденций" тут не заметно. "Шестерка" международных посредников возобновила переговоры с Ираном о его ядерной программе. Первый раунд переговоров, призванных оживить диалог с Тегераном, состоялся в апреле в Стамбуле. По просьбе иранской стороны на этот раз встреча проходит в Багдаде - в ее ходе члены "шестерки", в которую входят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН - Россия, Великобритания, Китай, США и Франция, а также Германия, в очередной раз попытаются убедить Иран продолжить сотрудничество с международным сообществом. Меры безопасности в Багдаде в преддверии встречи усилены. "Зеленую зону" в центре иракской столицы охраняют около 15 тыс. полицейских.

На сей раз у участников переговоров как бы есть повод для осторожного оптимизма. Несколько дней назад с иранскими властями встречались представители Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), которые также пытались убедить Иран упростить доступ к атомным объектам для международных инспекторов. А затем глава МАГАТЭ Юкия Амано сообщил по итогам переговоров, что Тегеран и МАГАТЭ приблизились к подписанию соглашения о проверках иранских ядерных объектов.

Однако, как отмечает радио "Свобода", Иран уже "вышел из доверия". "После неожиданного сообщения главы МАГАТЭ о том, что Иран готов приоткрыть для международных инспекторов свои ядерные объекты, наблюдатели стали гадать: не является ли это обещание уловкой с целью затянуть время и внести разлад в ряды шестерки, начинающей переговоры с Тегераном?" - отмечает "Свобода". По оценкам которой, "большинство американских комментаторов испытывают явный скепсис относительно иранских обещаний. В том же духе была выдержана и официальная американская реакция". "Сообщение о достижении соглашения - это одно, а его выполнение - совсем другое, - цитирует "Свобода" представителя Госдепартамента Викторию Нуланд. - Мы ждем от Ирана предоставления доступа на все объекты, ко всем документам и к ученым, которые интересуют МАГАТЭ. Это позволит убедиться в том, что ядерная программа Ирана является мирной". Тим Треван, бывший инспектор ООН, также уверен: "Естественно, мы должны воспринимать все, что исходит от Ирана с большой долей скепсиса. Теоретически, присутствие инспекторов в Иране может помочь составить более точное представление о том, что происходит в иранских лабораториях. Крайне полезными могут оказаться собеседования с иранскими учеными. Но необходимо понимать, что даже если инспекторы МАГАТЭ и будут допущены на некоторые объекты, мы все равно увидим лишь малую часть реальной картины происходящего в иранских ядерных лабораториях. О сути иранских ядерных работ можно будет говорить с некоторой долей уверенности лишь после того, как мы проинспектируем те объекты, о которых сможем узнать в результате этих инспекций. Проверки одного-двух объектов не могут дать представления о ядерной активности Ирана." Наконец, отсутствие письменного соглашения или даже конкретных устных договоренностей МАГАТЭ и Ирана о предоставлении допуска к ядерным объектам вполне вписывается в иранскую тактику проволочек, что не дает американским экспертам повода для оптимизма, отмечает "Свобода". По мнению которой, принципиальная позиция Соединенных Штатов нак ануне переговоров с Ираном формально остается прежней: ослабление режима санкций возможно только после отказа Тегерана от обогащения урана. 21 мая Конгресс принял очередное постановление, согласно которому президент страны получает право вводить санкции против любого государства или компании, которая сотрудничает с Ираном в нефтяной и атомной индустрии.

Еще меньше оптимизма испытывают в Израиле. По сообщению "Интерфакса", министр обороны Израиля Эхуд Барак заявил, что достижение соглашения МАГАТЭ с Ираном по инспекции его ядерных объектов не исключает возможности нанесения удара по ним.

Как сказал Барак в интервью Армейскому радио накануне начавшегося в Багдаде очередного раунда переговоров МАГАТЭ и Ирана, для того, чтобы Иран не получил ядерное оружие, нельзя исключать никаких вариантов действий. Словом, напряженность вокруг Ирана продолжает расти, а у иранской дипломатии, поднаторевшей в разного рода проволочках, остается все меньше пространства для маневра. Но и публично отступить, не потеряв лица, в Тегеране тоже позволить себе не могут, во многом благодаря усиливающемуся внутреннему конфликту. И на этом фоне трудно исключать, что Иран решил дать Западу этакий "асимметричный ответ", нанеся удар по его интересам за пределами очерченной тематики ядерных переговоров.

echo-az.com

Предыдущая статьяЯдерное досье Ирана рассматривается в Багдаде | В мире - Zerkalo.az
Следующая статьяВ Таджикистане приступили к строительству ГЭС нового поколения | Новости Таджикистана-ИА «Азия-Плюс»