CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Гундогар :: Туркменистан вновь попал «под Амнистию»

25 мая 2012

Туркменистан вновь попал «под Амнистию»

24.05.2012, Гундогар

Нургозель Байрамова

Аркадаг боится открыть правду о «покушении» на Ниязова

«Международная Амнистия» не отметила улучшения ситуации с правами человека в Туркменистане. Политические заключенные по-прежнему не имеют связи с внешним миром.

Случайно или нет, но в последнее время вопросы соблюдения прав человека в мире приобрели еще большую актуальность. Вызвано это тем, что во многих странах начались массовые выступления именно в защиту этих прав. И неважно, какую форму принимают эти выступления - драматичную, полную отчаяния борьбу, начатую жанаозенскими нефтяниками, за улучшение условий труда и повышение заработной платы, сметающую на своем пути ненавистную власть диктаторов «арабскую весну» или размеренные «прогулки» московских писателей. В любом случае, подобные акции опасны для власть придержащих. Они заставляют их более открыто проявить свою сущность, и это не всегда идет им на пользу. Во всяком случае, неадекватная сила противодействия властей силе действия народных масс не остается незамеченной, в том числе, и международными организациями.

В опубликованном сегодня очередном, пятидесятом по счету ежегодном докладе одной из старейших правозащитных организаций «Международная Амнистия» (Amnesty International), провозглашающем: «Нет больше места тирании и несправедливости!», - нашли отражение и события последнего месяца в Москве, и расправа над участниками народных волнений в Мангистауской области Казахстана, и продолжающиеся пытки в тюрьмах и следственных изоляторах Узбекистана, и непрекращающиеся столкновения на этнической почве в Киргизии, и преступное молчание туркменских властей в ответ на призывы раскрыть местонахождение политических заключенных.

В докладе отмечается, что, по крайней мере, в 93 странах существуют ограничения на реализацию права на свободу слова, зафиксировано применение пыток и другие серьезные случаи насилия со стороны официальных властей в 101 стране, причем во многих из них это касалось участников уличных демонстраций и гражданских активистов. Особо подчеркивается, что преследования представителей оппозиции, нарушение свободы СМИ, пытки и жестокое обращение типичны для всего постсоветского пространства, отмечается , что злоупотребления в отношении заключённых являются обычным делом на Украине, в России и государствах Средней Азии, подчеркивается отсутствие прогресса с правами человека в Узбекистане, Туркменистане и Азербайджане.

«Трудно назвать хотя бы одну страну, бывшую участницу Советского Союза, не обманувшую ожидания своих граждан, которые они испытывали 20 лет назад, - констатирует директор программы AI по Европе и Центральной Азии Джон Дальхузен. - Во всех этих странах можно увидеть печальную картину подавления всех несогласных и отсутствия реальной представительской власти».

Не будет преувеличением сказать, что в отношении Туркменистана определение «печальная» картина с полным основанием можно заменить на «катастрофическая».

Где вы, туркменские джигиты?

Мы часто обращаемся к пророчествам Нострадамуса и в них находим созвучие с современной реальной действительностью. Для нашей страны таким пророком является великий Махтумкули:

Смертельно родина больна, Разрушена и сожжена. Джигиты в наши времена В темницах стали стариками.

Истощены, угнетены Отчизны лучшие сыны. Лихие стали скакуны Простыми вьючными ослами.

Сегодня принято считать, что среди туркмен не осталось решительных людей, готовых противостоять власти. Однако это далеко не так. Известно, что среди тех, кто поднялся, чтобы защитить свои права в Жанаозене, было немало этнических туркмен. Более того, советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев напрямую заявил, что среди зачинщиков «беспорядков» было немало людей, переселившихся из Туркменистана.

Что же, выходит, все «скакуны» эмигрировали в Казахстан, остались одни «ослы»? Не обидно вам, туркменские джигиты, слышать подобное, причем из уст самого Махтумкули?!

Разумеется, туркменским властям спокойнее, если непокорные уезжают из страны. Для тех же, кто пытается отстаивать свои права, существуют тюрьмы и колонии, их избивают и будут продолжать избивать в камерах и СИЗО, им запрещают встречи с родными. Их имена сегодня больше известны за рубежом: ведь жители Туркменистана в большинстве своем не имеют возможности знакомиться с докладами международных организаций, им недоступны данные, содержащиеся в отчетах правозащитников. Они даже не представляют, как далеко неоднозначно и не всегда положительно трактуется в мире политика Туркменистана и образ ее лидера, воспеваемого в своей стране в стихах и прозе.

Возвращаясь к докладу «Международной Амнистии», отметим, что правозащитники вновь заявляют о преследованиях в Туркменистане инакомыслящих, широком применении пыток в местах заключения и временного содержания, нарушении прав на свободу совести и вероисповедания, о насильственных исчезновениях осужденных, нарушениях права на свободное перемещение граждан внутри страны, о преследовании журналистов и нарушении права на свободу СМИ. При этом правозащитники подчеркивают демонстративное нежелание туркменских властей выполнять рекомендации ООН, принятые по результатам обсуждения докладов Туркменистана, в частности, о соблюдении Конвенций ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенции о гражданских и политических правах и ряда других основополагающих международных документов.

- В справедливости подобных выводов трудно усомниться, - говорит Татьяна Шихмурадова. - Уже без малого десять лет я пытаюсь получить информацию о судьбах осужденных по так называемому «делу 25 ноября», в первую очередь, моего мужа Бориса Шихмурадова и его брата Константина Шихмурадова. За эти годы мной были разосланы десятки писем с просьбой поддержать мои законные требования обеспечить соблюдение туркменскими властями прав членов нашей семьи.

Более года назад Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека в Туркменистан была направлена для рассмотрения моя жалоба на нарушение прав Бориса Шихмурадова в ходе судебного разбирательства и последующего за ним пожизненного лишения свободы в условиях полной изоляции от внешнего мира.

Завтра моему мужу исполняется 63 года, а буквально вчера я получила очередное малоутешительное известие из Женевы: туркменские власти по-прежнему хранят молчание и не дают никаких комментариев по поводу моих к ним претензий. Честно говоря, я и не жду, что они могут быть оспорены туркменской строной: настолько поспешно и грубо было сфабриковано все это «дело». Тот факт, что заключенные лишены возможности общаться с родными и адвокатами, а их местонахождение до сих пор скрывается, говорит сам за себя. Так тщательно прячут свидетелей те, кто боится правды.

Как утверждают правозащитники, освобождение политзаключённых в истории всегда было одним из первых шагов при проведении любой демократизации внутренней политики. Президент Курбанкули Бердымухаммедов упустил возможность сделать этот шаг при вступлении на президентский пост и в 2007, и в нынешнем году. Видимо, проявление политической воли туркменскому президенту, к сожалению, не свойственно. А еще Аркадаг:

Специально для «Гундогара»

gundogar.org

Предыдущая статьяУзбекистан: Правозащитница Елена Урлаева снова госпитализирована в психиатрическую клинику - Фергана - международное агентство новостей
Следующая статьяЦензура в Узбекистане крепчает вместе с маразмом - UzNews.net