США усиливают санкции против Ирана
В Тегеране утверждают, что давление Запада делает страну сильнее
14 июля 2012/ЭХО
Т.АНСАРИ
США расширили санкции против иранских госкомпаний, связанных с Министерством обороны и причастных к разработке ядерной и ракетной программ. Ужесточение касается также иранских предприятий и зарубежных подставных фирм, пытающихся обойти эмбарго Запада на поставки нефти из Ирана, передают "Вести".
В "черный список" организаций и компаний, с которыми американскому бизнесу отныне запрещены какие-либо контакты, добавили 11 организаций, в том числе Национальную нефтяную и Национальную танкерную компании Ирана. Сюда же попали иностранные подставные фирмы из Швейцарии, Гонконга и Малайзии и четверо частных лиц - трое иранцев и австриец.
Мировые цены на нефть на рынках 12 июля выросли на фоне введения Соединенными Штатами очередного пакета санкций против Ирана, передает агентство Bloomberg. Цена августовских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent Crude Oil на лондонской бирже IСE (InterContinental Exchange Futures) по итогам торгов выросла на 0,65 доллара - до 100,88 доллара за баррель. На нью-йоркской бирже NYMEХ (New York Merchantile Exchange) стоимость августовских фьючерсов на американскую легкую нефть марки Light Sweet Crude Oil повысилась на 0,27 доллара - до 86,08 доллара за баррель.
Это, напомним, не единственная плохая новость для Тегерана за последнее время. В январе текущего года ЕС принял решение об ужесточении санкций против нефтяного сектора Ирана и полной приостановке импорта иранской нефти с 1 июля. На долю Евросоюза до недавнего времени приходилось примерно 18% нефтяного экспорта Ирана. Основными ее потребителями в Европе являлись Италия, Испания и Греция. В силу этот запрет вступил только 1 июля.
В Иране постоянно подчеркивают, что санкции, дескать, "не сломят волю иранского народа". По мнению духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, новые санкции, введенные в июле этого года странами Запада против Исламской Республики, сделали ее в сто раз сильнее. С этим заявлением он выступил на конференции "Женщины и исламское пробуждение" в Тегеране. "В эти дни западные страны очень чувствительно подходят к вопросу введения санкций, но они не понимают, что сами укрепили иммунитет Ирана санкциями, вводившимися в течение последних 30 лет", - приводит слова Хаменеи портал "Интерфакс-Религия".
Очевидно, что иранская экономика уже ощущает последствия санкционного давления. Но вот насколько сильным оказался политический эффект - вопрос сложный. С одной стороны, в конце минувшей недели Тегеран передал международным посредникам 10-страничный документ - "Некоторые факты к переговорам Ирана с "группой 5+1" по ядерной проблеме". Но, согласно документу, иранские власти считают, что "всеобъемлющий и целенаправленный диалог" возможен, если Тегерану возвратят "статус полноправного члена" мирового сообщества. Для этого Совбезу ООН и Совету управляющих МАГАТЭ необходимо принять меры для "нормализации ядерного досье" страны, то есть отменив все "односторонние и многосторонние санкции против Ирана".
Кроме того, иранские власти настаивают на том, что представители "шестерки" должны признать за Тегераном право на ведение работ по обогащению урана. В обмен иранская сторона готова "в полном объеме выполнять свои обязательства и предоставлять международным инспекторам доступ на ядерные объекты". Отмечается, что другим условием является возобновление сотрудничества в ядерной сфере. Власти Ирана подчеркивают, что отмена запрета на передачу стране новейших технологий позволит закончить строительство АЭС в Бушере и модернизировать ядерный реактор в Тегеране, предназначенный, по версии Тегерана, для производства медицинских изотопов. В то же время еще с 2010 года Иран официально производит в ядерном центре Натанз уран со степенью обогащения 20%, что вызывает у международного сообщества подозрения в военных целях иранской ядерной программы. "Шестерка" международных посредников в урегулировании иранского ядерного вопроса (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Германия) безуспешно пытается убедить Тегеран прекратить обогащение ядерного топлива. Последний раунд переговоров Ирана с "шестеркой" международных посредников состоялся в Москве 18-19 июня. Этому раунду переговоров предшествовали стамбульский (14 апреля) и багдадский (23-24 мая). До этого переговоры не проводились более года. Перед началом московской встречи высказывались предположения, что в случае ее провала проблема будет решаться уже силовым путем. Но встречи, похоже, закончились ничем. Войны, правда, не последовало, но чем дальше затягивается решение, тем меньше шансов на успех переговоров: у властей Ирана просто нет пространства для маневра и не просматривается возможностей продвинуть диалог, сохранив лицо.