Зенитно-ракетная перезагрузка
06.08.2012, Новое восточное обозрение
Сергей Расов
Российско-иранские отношения переживают новый цикл сложных взаимоотношений. Как стало известно, Минобороны Ирана и иранская госкомпания Aerospace Industries Organization подали в Международный третейский суд Женевы иск почти на $4 млрд. за срыв поставок ЗРК С-300 к ОАО «Рособоронэкспорт». Причем иранцы до последнего надеялись, что поставки зенитно-ракетных комплексов состоятся:
При Путине - подписали, при Медведеве - заморозили
В 2007 г. при президенте Владимире Путине был подписан контракт на поставки Ирану комплексов ПВО С-300. Россия должна была поставить пять дивизионов зенитной ракетной системы С-300 ПМУ-1 на сумму около $800 млн.
В конце декабря 2008 г. США потребовали объяснений от российской стороны в связи с заявлением иранских СМИ о поставках Ирану системы ПВО С-300 из России. Представитель Госдепартамента США Роберт Вуд заявил, что поставка такого вооружения Ирану недопустима, т.к. ставит под угрозу жизнь американских солдат в Ираке и Афганистане. В свою очередь представители МИД РФ и «Рособоронэкспорта» опровергли эту информацию. Через месяц высокопоставленные российские дипломаты подтвердили своим израильским коллегам, что Россия не намерена продавать Ирану ракетные комплексы С-300. Наконец, чтобы совсем уж успокоить американских и израильских партнеров министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в Женеве после встречи с госсекретарем США Хиллари Клинтон заявил, что «мы поставляем лишь недестабилизирующее, оборонное вооружение» и «учитываем озабоченность США и Израиля в этом вопросе». Затем появилась информация, что в середине февраля 2009 г. в Москве был с визитом министр обороны Ирана, бригадный генерал Мустафа Мохаммад Наджар. Открытые источники сообщали, что Иран уже произвел предоплату. И вдруг в марте 2009 г. тогдашний министр обороны Казахстана Даниал Ахметов заявил, что Казахстан подписал с Россией контракт на поставку дивизионов С-300. Кроме этого, он добавил, что «процесс по закупке систем у нас будет продолжаться» и Минобороны республики сообщало, что Астана планирует закупить в России десять дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300 (ЗРК) после капитального ремонта и рассматривается вопрос о приобретении дивизионов С-400. Тогда эти сообщения изрядно удивили.
Во-первых, бушевал кризис, и денег в бюджете республики было немного. Во-вторых, было абсолютно непонятно, зачем Казахстану сразу столько зенитно-ракетных комплексов, ибо на Казахстан в обозримом будущем никто нападать не собирался ни с воздуха, ни с суши.
В прессе тогда появилась версия, что Казахстан помогает России выйти из щекотливой ситуации и сохранить лицо перед Тегераном. Дескать, имеем обязательства перед партнерами по ОДКБ и КСОР, поэтому вынуждены вам отказать в поставках ЗРК.
В августе 2009 г. в Сочи прошли переговоры президента РФ Д.Медведева с президентом Израиля Шимоном Пересом. Глава Израиля сообщил, что поставки С-300 Ирану «повлияют на расстановку сил в регионе». По словам Переса, российский лидер «обещал рассмотреть этот вопрос». В сентябре 2009 г. израильская газета Haaretz сообщила, что состоялся тайный визит израильского премьера Биньямина Нетаньяху в Москву, чтобы убедить российское руководство «не продвигать сделку по поставкам ракет Ирану». В конце октября 2009 г. вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов вновь подтвердил, что «поставок ракетно-оборонительного комплекса С-300 в Иран на сегодняшний день нет».
В конце концов, после всей явной и тайной военно-политической дипломатии президент Дмитрий Медведев в сентябре 2010 г. подписывает указ «О мерах по выполнению резолюции СБ ООН 1929 от 9 июня 2010 г.» о мероприятиях в рамках выполнения четвертой резолюции СБ ООН, содержащей санкции, которые предусматривали запрет на передачу ИРИ вооружения, в т.ч. отказ от поставок комплексов С-300, а Ирану вернули аванс в $167 млн.
Теперь Иран требует от России выплатить штраф примерно в $4 млрд. за отказ поставить 5 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300 ПМУ-1, неустойку по исполнению контракта 2007 г., моральный ущерб и финансовые издержки, а также неустойки по ряду других соглашений в области военно-технического сотрудничества, сорвавшихся по вине Москвы с 1995 г.
В ответ официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич подтвердил, что Иран имеет право подавать иск в арбитражный суд, но Россия считает судебное разбирательство «не тем методом», который мог бы «урегулировать ситуацию». Оказывается, Москва уже просила иранцев отозвать иск, но безрезультатно.
Придется ли России платить баснословный штраф?
Есть, как минимум, два варианта дальнейшего развития событий.
Контракт на поставку С-300 был аннулирован на основании принятой при российской поддержке резолюции Совбеза ООН 1929 от 9 июня 2010 г., по которой на Иран были наложены санкции за отказ прекратить работы по обогащению урана. В частности, была запрещена продажа «любых управляемых и неуправляемых ракет, баллистических или крылатых, способных нести боеголовку или другое вооружение на расстояние более 25 км». Если суд в Женеве признает, что С-300 во всех модификациях создавалась как система двойного назначения, как для обороны, так и для атак по воздушным и наземным целям, то продажа Ирану ракетного оружия двойного назначения была бы нарушением резолюции 1929. И тогда России никаких гигантских штрафов платить не надо. Ибо, согласно решению Швейцарского федерального Верховного суда от 3 сентября 1985 г., неустойка за неисполнение контракта возможна в случае, если продавец знал во время подписания соглашения о будущем введении эмбарго. Поскольку договор на С-300 с Ираном был окончательно согласован в 2007 г., то Россия, естественно, не знала, что против Ирана будут в дальнейшем введены жесткие санкции.
Однако есть абсолютно противоположное мнение, что Иран без труда выиграет процесс и потребует или многомиллиардной компенсации, или возобновления поставок ракетных комплексов. Потому что, официально, зенитные комплексы С-300 не являются наступательным вооружением, а, следовательно, не подпадают под ограничения, вводимые резолюцией СБ ООН. И тогда - сокрушительный проигрыш России. Об этом говорят некоторые косвенные признаки. Дело в том, что «без ведома иранской стороны и вопреки желанию иранской стороны суд прибавил еще $3 млрд. компенсации в качестве наказания России: Иран действительно потребовал $900 млн., а 3 млрд. просто сам суд уже добавил к этому и отправил российской стороне в составе повестки. Это инициатива самого суда», - обескураженно заявил в интервью «Известиям» посол Исламской республики Иран в России Сайед Махмуд Реза Саджади.
Так что, несмотря на то, что сама Швейцария присоединилась к санкциям против Ирана, международный арбитраж, вероятно, может принять решение, которое совсем не устроит российскую сторону. Однако Ирану не с руки ссориться с Россией и, конечно, лучше решить полюбовно этот щекотливый вопрос со стратегическим партнером. Ведь Тегеран куда более заинтересован в поставках зенитно-ракетных комплексов С-300, чем в получении материальной компенсации. Посол ИРИ в России ясно заявил, что «если Россия согласится поставить комплексы, то иск иранской стороной будет отозван» и иронически прошелся по западным партнерам россиян, которые втянули РФ в неприятные судебные тяжбы.
С другой стороны, эксперты считают, что судебный процесс дает хороший шанс России, в случае его проигрыша, возобновить поставки вооружений и при этом заявить западным партнерам, что, извините, но мы вынуждены выполнить контракт, чтобы не платить огромную сумму компенсации. Ведь если Россия не пожелает платить, штраф, то, согласно решению арбитра, он будет взыскан за счет российского имущества за рубежом.
И, наконец, есть последний вариант: молчаливое согласие России на военную агрессию в Иран и вот тогда точно не придется платить никаких штрафов и неустоек:
Сергей Расов, аналитик, политический обозреватель по странам Центральной Азии и Казахстану, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».