Смертельный удар по проекту Nabucco
Именно так характеризует эксперт выход немецкой энергетической компании RWE из проекта
5 декабря 2012/ЭХО
А.ХАЛИЛОВ
Немецкая энергетическая компания RWE ведет переговоры о выходе из проекта газопровода Nabucco, предполагающего поставки газа из Каспийского региона и с Ближнего Востока в страны ЕС в обход России; владельцем 16,7% принадлежащих RWE акций в проекте может стать австрийская OMV, пишет газета Financial Times со ссылкой на источники (www.contact.az). RWE и OMV не дали изданию официальных комментариев относительно возможной смены участников проекта.
Как заявил в беседе с "Эхо" комментируя данное сообщение, председатель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, намерение RWE выйти из проекта Nabucco не является новостью. По его мнению, главная проблема консорциума Nabucco заключается в отсутствии внутреннего единства на протяжении 10 лет, которые прошли после даты его создания.
"Во время презентации, когда говорилось о плюсах и минусах ТАР (Трансадриатического газопровода) и Nabucco, то "Bp" указывала на низкую дисциплину в этом проекте. Проблема в том, что в этом проекте нет лидирующей компании. В результате, имеет место очень низкая взаимосвязь и другие вытекающие из отсутствия лидера последствия". Выход RWE из проекта Nabucco именно сейчас может нанести по нему смертельный удар, считает И.Шабан. "Примерно через две недели планируется подписать финансовое соглашение между консорциумом Nabucco и представителями экспортной группы проекта "Шах-дениз". Представители проекта "Шах- дениз" ждут предложения со стороны Nabucco, в то время как один из основных его участников покидает проект. Аналогичное соглашение представители экспортной группы проекта "Шах- дениз" подписали с проектом ТАР 9-го августа. Прошло уже более трех месяцев как экспортная группа подписала с ТАР (одним из двух участников конкурса) финансовое соглашение, а участники консорциума Nabucco все еще не могут согласовать между собой условия соглашения. Ко всем этим сложностям еще может прибавится выход RWE из проекта", - отмечает И.Шабан.
В мае текущего года сообщалось, что RWE AG пересматривает целесообразность своего участия в консорциуме Nabucco. В середине апреля глава RWE Юрген Гроссман заявил, что концерн может изменить свои планы относительно участия в строительстве Nabucco. Он отметил, что важнейшей задачей является доставка каспийского газа в Европу в нужном объеме, и компания будет рада, если сможет его получить по другим газопроводам. В заявлении отмечалось, что приоритетом для RWE является наличие источника газа при минимально возможных инвестициях, так как перед компанией стоят задачи по снижению долговой нагрузки, и отказ от планов по Nabucco может дать ей возможность сэкономить значительную сумму. Участниками проекта строительства газопровода с равными долями - по 16,67% акций - в настоящее время являются шесть компаний - MOL (Венгрия), OMV Gas GmbH (Австрия), Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), Transgaz S.A. (Румыния) и RWE (Германия). О намерении войти в проект заявляла и немецкая газовая компания Bayerngas. Строительство газопровода планировалось начать в 2013 году, коммерческие поставки сырья - в 2017 году. Ранее венгерская MOL, которая является 100%-ным владельцем газотранспортной компании FGSZ, заявила о готовности продать свою долю в Nabucco, ссылаясь на неопределенности в вопросах ресурсной базы и финансирования проекта.
В свою очередь, комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Оттингер выступает за скорейшее начало работ по проекту Трансанатолийского газопровода, дабы Европа сумела решить проблему энергозависимости от России. "Именно каспийский газ является нашим избавлением. Азербайджан, будучи готовым к тому, чтобы стать транзитной страной, должен иметь возможность транспортировки через свою территорию 30 млрд. кубометров газа в год", - заявил Оттиннгер на Франкфуртском газовом форуме, который состоялся 27-28 ноября.
Он напомнил, что в ближайшее время Россия начнет строительство газопровода "Южный поток". "Россия делает все возможное для реализации этого проекта, и мы, в связи с этим, сталкиваемся с определенным давлением. Мы, в свою очередь, должны оказать давление в вопросе реализации проектов, которые входят в круг наших интересов", - сказал Оттигер.
"Если "Южный поток" будет реализован, а TANAP нет (проект пока не прошел ратификации в турецком парламенте), то весь туркменский газ пойдет в Россию, и далее, но уже по более высокой цене - в Европу", - добавил он. По его словам, природный газ в ближайшие десятилетия будет использоваться как основной вид топлива в Европе, хотя и уголь не утратит своих позиций. Вместе с тем, несмотря на ускоренное развитие нетрадиционных ресурсов газа, они все же неспособны заменить традиционный газ, и существенных изменений в этом направлении не предвидится.
В повестке Совета Европы до 2020 года, сказал Оттингер, стоит несколько вопросов, связанных с экономией энергии, наиважнейшим из которых является политика "20-20-20". Данная политика, включая импорт возобновляемых источников энергии со средиземноморского региона, продолжает успешно осуществляться. По его словам, в 2020 году потребности Европы в природном газе возрастут до 600 млрд. кубометров, и они, в основном, будут погашены за счет новых трубопроводов, которые будут проложены по территориям Норвегии, Алжира и Каспийского региона. "Южный газовый коридор является благоприятной возможностью для начала реализации проекта по прокачке азербайджанского газа в пределах 10 млрд. кубометров, но этого недостаточно для осуществления всего проекта в целом. Принимая во внимание ускоренный рост потребности Турции в газе, объема в 6 млрд. кубометров для нее будет недостаточно. Учитывая это, 10 млрд. кубометров поставок в Европу будут сведены до нуля, и мы не сможем довольствоваться указанным объемом", - указал Оттингер.
Именно поэтому, заявил он, Европа выступает за прокладку независимого газопровода и поддерживает инициированный Азербайджаном и Турцией проект TANAP. Что касается проектов Nabucco и TAP, то в этом вопросе Европа сохраняет нейтральную позицию. "Мы выступаем за реализацию обоих проектов. Диверсификация рынков стран, по которым будет транспортироваться газ в рамках Nabucco, крайне важна, и мы заинтересованы в интеграции газовой системы Греции с европейской", - отметил он. Оттингер выразил надежду на завершение всех работ по Nabucco в 2018 году.