CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

neweurasia.net

neweurasia.net » Архитектура как зеркало эпохи. Часть II: новые формы и вкусы

31 января 2013

Архитектура как зеркало эпохи. Часть II: новые формы и вкусы

Written by Alex Ulko on Wednesday, 30 January 2013, neweurasia.net »

От редактора: очередная статья Алексея Улько из серии, посвященной архитектуре Центральной Азии. Первую часть вы можете прочитать здесь

Ранее я уже писал о зданиях, которые были разрушены в Узбекистане в течение последних лет, пытаясь разглядеть культурные механизмы, ответственные за все кампании по их сносу. Теперь я хотел бы обратить внимание на архитектуру, которая появляется как бы сама собой, и не является заказом властей, а проектируется и строится либо ее владельцами, либо их близкими коллегами.

Что мне кажется поразительным, очевидным, но в основном игнорируемым фактом, так это то, что весь этот самострой, эта аутентичная архитектура, вне зависимости, бедная или богатая, является фактически весьма далекой от стандартов, которые поддерживает правительство. Эти дома построены на совершенно ином видении и принципах. Узбекские власти хотели бы управлять унифицированными, современными, упорядоченными и чистыми, даже стерильно чистыми городами, желательно с большими открытыми пространствами и минимальным количеством прохожих. В этих городах не место малым архитектурным формам: магазинчикам, гаражам, кладовкам, коттеджам или другим спонтанно возникающим постройкам; - лишь большим шоппинг центрам и жилым домам, гостиницам и различным административным зданиям.

С другой стороны, простые люди хотят чего-то совсем иного. Начиная с обыкновенного кишлачного дома, его конструкция напоминает барак или амбар, и даже в таких городах, как Ташкент, традиционные жилые кварталы до сих пор застроены хаотически и неупорядоченно расположенными, простыми, и часто довольно длинными, домами.

Простые глинобитные хижины в кишлаке у Галлаарала, часто остающиеся без электричества, газа или воды

Вид с высоты птичьего полета на традиционные жилые кварталы Ташкента

Мало внимания уделяется внешнему облику этих домов, а пространство меду ними часто оказывается запущенным - и это несмотря на ту огромную роль, которую соседское сообщество играет в традиционной общественной жизни в Узбекистане - просто общественные связи выражаются иным образом (путем укрепления функциональных связей между людьми). Тенденция воспроизводить простейшую архитектурную форму, параллелепипед, в различных вариантах без какой-либо надобности в визуально более привлекательных и разнообразных формах, характерна и для более богатой архитектуре, например, для туй-хоны (ресторан, обслуживающий только крупные празднества и мероприятия).

Если подобное пренебрежение стилем и архитектурными формами можно вполне оправданно объяснить низкими жизненными стандартами, образованием и недостатком ресурсов у сельского населения, то последние нововведения в более богатой архитектуре вызывают целый ряд вопросов. Рестораны и частные жилые дома, принадлежащие богатым классам, демонстрируют иную форму диссонанса с унифицированным, стерильным, почти аскетическим стилем, насаждаемым властями. Они могли бы претендовать на звание самых безобразно перегруженных излишествами и кричащих архитектурных форм, если бы они не были построены по мотивам вилл «новых русских», или некоторых архитектурных чудес, которые можно в большом количестве обнаружить в богатых нефтью странах Ближнего Востока.

Со своей причудливой смесью элементов нео-барокко и сталинской архитектуры, натянутой в качестве декора поверх простецких бетонных конструкций, эти здания даже не являются имитациями - это имитации имитаций, лишенные какой бы то ни было оригинальности в проекте, но более чем компенсирующие этот недостаток за счет некоторых интересных архитектурных решений, относящихся к связям между конструкцией и декором.

Практически завершенный ресторан в Самарканде демонстрирует замечательное безразличие к неполноте своего декора

Вид сзади на богатую туй-хону в Ташкенте является еще более красноречивым заявлением

Таким образом, эти здания представляют не только видение красоты новыми богатеями, с их китчевыми орнаментами и карамельными цветами, но они еще и демонстрируют сугубо функциональный подход к архитектуре - правда, совсем не тот, который ассоциируется с именами Ле Корбюзье и Миса ван дер Рое. Они замечательно подходят к местной фатической, полной условностей и позитива общественной культуре, в которой пускание пыли в глаза не воспринимается как нечто неискреннее и обманчивое. Эти излишества не следует воспринимать чересчур всерьез как некие ценности, они лишь символизируют эти ценности, они передают некий сигнал, важный как для их собственников, так и для посетителей и просто прохожих: эти здания прежде всего являются создателями статуса, ну и кроме того, в них еще можно жить, обедать и даже работать.

Промышленное здание советской эпохи рядом с Янгиюлем, подновленное приблизительно в 2010 году. В ходе работ его окна были полностью заклеены обоями, «отражающими» голубое небо с облачками

Все фото - Алексея Улько

neweurasia.net

Предыдущая статьяРоссия и Таджикистан в шаге от подписания новых соглашений | Аналитика, комментарии, репортажи, обзоры СМИ из Германии | DW.DE | 31.01.2013
Следующая статьяИран проинформировал МАГАТЭ о планах увеличить число центрифуг в Натанзе - Trend.Az