CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

cacianalyst.org

США вынуждены пойти на сближение с Узбекистаном по созданию альтернативы ЦТП "Манас"

19 марта 2013

США вынуждены пойти на сближение с Узбекистаном по созданию альтернативы ЦТП "Манас"

"CACI"

США вынуждены пойти на сближение с Узбекистаном по созданию альтернативы ЦТП "Манас"

вторник, 19 марта 2013 г. 13:56:31, inozpress.kg

Kакие остаются варианты для влияния США в Центральную Азию после «Манаса»?

Кыргызстан ясно дал понять, что США должны вывести весь свой контингент из Центра транзитных перевозок «Манас», когда нынешний договор аренды закончится летом 2014 года. За десять с лишним лет присутствия США в Афганистане, США были зависимы от стран Центральной Азии, в частности, от Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, чтобы переправлять военный груз через Северную распределительную сеть в Афганистан. Это привело к росту американского военного и политического влияния в Центральной Азии. Однако, с выводом войск США из Афганистана и не желающего продолжения аренды Кыргызстана, есть сомнения в том, США сохранят влияние в Центральной Азии после 2014 года.

Предыстория: Между 2001 и 2005 годами армия, ВВС и ВМС США оказывали поддержку операции в Афганистане, в основном из авиабазы «Карши-Ханабад» на юго-востоке Узбекистана, известной также как «K2». Тем не менее, в 2005 году правительство Узбекистана выдворила США из «Карши-Ханабада» после того, как возникли споры по арендной плате и критики США нарушений прав человека в Узбекистане после подавления восстания в Андижане в начале того года. В декабре 2005 года американские войска начали использовать «Ганси», которая позже была переименована в «Центр транзитных перевозок в международном аэропорту Манас». Расположенный за пределами Бишкека, он стал единственной структурой в Центральной Азии, оказывающей поддержку операции США в Афганистане. Важность базы вскоре значительно увеличилась вместе с визитами на высоком уровне между военными чиновниками США и Кыргызстана, которые стали обычным явлением. Транзитный центр также оказал значительный экономический эффект для Кыргызстана, поскольку он обеспечивает рабочие места для местных жителей, арендную плату Правительству Кыргызстана за использование авиабазы, а американские военнослужащие и женщины приобретали местные товары в окрестностях авиабазы.

Срок аренды США за использование авиабазы ??истекает в 2014 году и президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев неоднократно заявлял, что договор аренды не будет продлен. Это приведет к тому, что США останутся без базы в Центральной Азии впервые с 2001 года, и приведет к потере влияния США в регионе, а также лишит возможности принимать участие высокопоставленных должностных лиц в принимающей стране. За решением Атамбаева стоит президент России Владимир Путин, который предлагает Кыргызстану пакет помощи в сумме более 1 млрд. долларов США при главном условии, что Кыргызстан не возобновит договор об аренде США по «Манасу». Путин уже давно пытается выдворить США из своего «заднего двора», и без американской базы в «Манасе» Путин будет ближе к достижению этой цели. Маловероятно, что Атамбаев сможет противостоять предложению России, увеличивая вероятность того, что дни США в «Манасе» сочтены.

Большая часть внимания США к Центральной Азии с 2005 года была основана на ее использовании Центра транзитных перевозок «Манас». Однако, из-за него были проигнорированы некоторые другие причины важности Центральной Азии для США. Пять стран Центральной Азии являются идеологическими бастионами против исламского экстремизма на юге региона, например, в Иране, Афганистане и Пакистане. Кроме того, ни одна из пяти стран региона открыто не враждует с США. За исключением разгневанности Узбекистана США в 2005 году, они никогда не переходили на антиамериканизм, который заметен в других местах мусульманского мира. Скорее, это было средством для президента Ислама Каримова дать знать США и другим западным странам о последствиях критики его правительства.

Другие интересы США в Центральной Азии включают геостратегические цели предотвращения других держав, таких как Россия или Китай, от доминирования в Центральной Азии, как это делал СССР в ХХ веке, обеспечение доступа к ресурсам в регионе, увеличение роли региона в транс-евразийской торговле и в развитии демократии и либеральных ценностей. Однако, военные интересы доминировали в отношениях США с государствами Центральной Азии протяжении 2000-х годов. В связи с окончанием срока аренды Центра транзитных перевозок «Манас» и отсутствием четкой стратегии для американских военных по продолжению пребывания в Центральной Азии после войны в Афганистане, США могут лишиться возможности осуществлять любые свои интересы в Центральной Азии.

Последствия: Центр транзитных перевозок «Манас» предоставил американским военным важное средство для диалога и взаимодействия между правительством США и их кыргызскими коллегами. С прекращением пребывания США в Центре транзитных перевозок, неясно, что может стать ключевым средством для американо-кыргызского диалога. Американский Университет в Центральной Азии (АУЦА), расположенный в Бишкеке, в настоящее время является основным прочным физическим наследием пребывания США в Кыргызстане. Хотя это заведение предоставляет ценные возможности для академического обмена и исследований, оно не сможет обеспечить возможности для диалога на высоком уровне между США и Кыргызстаном на прежнем уровне. Муратбек Иманалиев, президента Института общественной политики в Кыргызстане, говорит, что «если «Манас» будет свернут из Кыргызстана, все наши контакты с правительством США остановятся... Транзитный центр «Манас» является единственным каналом и механизмом контактов между США и Кыргызстаном».

Россия тоже планирует укрепить свое присутствие в Кыргызстане после того, как американские военные покинут Центр транзитных перевозок «Манас». Вместо того, чтобы создавать так называемый «гражданский логистический центр» с США, который США предложили в качестве альтернативы использования Центра транзитных перевозок как авиабазы, Атамбаев рассматривает вопрос о создании «совместного кыргызско-российского логистического центра» в аэропорту «Манас». Этот логистический центр одновременно продвинет давнюю цель президента Путина восстановить влияние России на постсоветском пространстве и уменьшить количество вооруженных сил США вблизи границ России, которое Путин также давно желает.

У США, кажется, есть в запасе «план Б» после «Манаса», который, однако, заключается в создании военной базы или Центра быстрого реагирования в Узбекистане. Раздражение между США и Узбекистаном, которые существовали в 2005 году, разрешились, и такое соглашение может оказаться выгодным для обеих стран. Это позволит США сохранить свое присутствие в Центральной Азии, а также позволит Узбекистану получить некоторые рычаги против России, влияние которой в соперничающих странах Кыргызстан и Таджикистан растет. Кроме того, Центр быстрого реагирования помог бы США и Узбекистану реагировать на возможные вторжения боевиков из Афганистана в Узбекистан после вывода американских войск из Афганистана. Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и другие центрально-азиатские боевые группы заявили, что Центральная Азия остается их конечной целью, даже если они готовились и проводили атаки с талибами на протяжении большей части последнего десятилетия.

В качестве доказательства возможного про-американского поворота, Узбекистан вышел из членства в возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности в декабре 2012 года. Это может быть истолкован как шаг, который обусловлен намерением страны позволить США создать военную базу вместо тесного союза с Москвой. ОДКБ требует, чтобы члены получили разрешение от других членов, прежде чем разрешить создавать иностранные военные базы на своей территории, но теперь Узбекистан не связан этим пунктом, что дает возможность Ташкенту позволить создать американскую базу. Есть опасения в Узбекистане, что возобновленное присутствие США в Узбекистане может мотивировать талибов и других боевиков, в том числе ИДУ, для обозначения Узбекистана как «марионетки» США и спровоцировать их взять под прицел Узбекистан за сотрудничество с США. Остается неясным, будет ли эта озабоченность перекрывать возможные экономические преимущества от платы США за право базирования, и способности Каримова использовать союз с США, чтобы приуменьшить влияние России на соседние Кыргызстан и Таджикистан.

Выводы: После того, как на протяжении десятка лет израсходованы большие ресурсы на войну в Афганистане с октября 2001 года, будет выглядеть провалом внешней политики США, если они оставят Центральную Азию без способа поддержания прочных контактов на высоком уровне с правительствами региона. Центр транзитных перевозок «Манас» был важным не только в содействии военным усилиям в Афганистане, но также давал возможность вовлекаться США в дела Центральной Азии. После войны в Афганистане, скорее всего, произойдут много политических, экономических и социальных изменений в Центральной Азии, но без базы в регионе США будет трудно осуществлять руководство по продвижению демократических ценностей, экономической интеграции для региональной безопасности.

Якоб Зенн является нерезидентным научным сотрудником Центра исследований ШОС (COSCOS) в Шанхае, Китай, и аналитиком по делам Евразии при Jamestown Foundation.

Якоб Зенн, "CACIAnalyst", 6 марта 2013 года Перевод - "Inozpress.kg"

Оригинал статьи на наглийском:

cacianalyst.org

Предыдущая статьяД.Сатторов: Инструмент политического влияния или все же источник жизни? О разнополярном отношении Таджикистана и Узбекистана к водной проблеме| ЦентрАзия
Следующая статьяСША или русские? Внешняя политика страны взяла определенный курс? « Интернет газета - Белый Парус#more-77317