CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

kursiv.kz

Сила принуждения. Россия убедила тюркоязычный мир отказаться от активных маневров - Власть - КУРСИВ.kz

8 сентября 2013

Сила принуждения. Россия убедила тюркоязычный мир отказаться от активных маневров

20 августа 2013 в 09:09, КУРСИВ.kz

Автор: Аскар МУМИНОВ

Закончившийся в азербайджанском городе Габала саммит глав тюркоязычных государств не оправдал возложенных на него надежд, говорят эксперты. Несмотря на завышенные ожидания по поводу создания зоны свободной торговли среди участников объединения, стороны не смогли прийти к подписанию соответствующих договоренностей. Отмечается, что не последнюю роль в этом сыграла тень Кремля, который крайне не заинтересован в интеграции тюркоязычных государств под эгидой любых других игроков, кроме России.

Напомним, что информацию о том, что на саммите ключевым вопросом станет создание зоны свободной торговли между странами Совета, за несколько недель до этого подтвердил журналистам генеральный секретарь парламентской ассамблеи тюркоязычных стран - ТюркПА - Рамиль Гасанов. Однако в ходе совещаний в Габале этот вопрос так и не был поднят, несмотря на заявления лидеров, что торговые отношения между странами развиваются не столь активно, как хотелось бы.

В частности, свое определенное недовольство динамикой экономических отношений со странами Совета выразил Нурсултан Назарбаев.

"Общий объем внутреннего валового продукта шести независимых тюркоязычных государств достигает 1,15 трлн долларов. Несмотря на это, товарооборот между странами не соответствует нашему потенциалу. К примеру, объем товарооборота Казахстана с тюркоязычными государствами за 2012 год составил лишь 8 млрд долларов. Это всего лишь 6% нашего товарооборота", - заявил Назарбаев.

Казалось бы, как раз некое экономическое интеграционное объединение могло бы оживить эту область взаимоотношений государств, но и Назарбаев, и Атамбаев, и примкнувший к ним Ильхам Алиев в основном напирали на улучшение динамики двусторонних отношений.

Эксперт Института евразийских исследований Данияр Косназаров отметил kursiv.kz, что в Казахстане определенная часть населения поддерживает сближение тюркоязычных стран. Отчасти прослеживается эффект от вступления Казахстана в Таможенный союз. Но данный факт в какой-то степени приводит многих в замешательство, заставляя задавать вопрос: как член Таможенного союза параллельно может быть сторонником тюркской интеграции? И любая инициатива, прозвучавшая из уст представителей ТюркПА, Тюрксой, Тюркский Совет при попытке найти ответ на вышеупомянутый вопрос, может вызывать неоднозначную реакцию, от восторга до недоумения.

«В этом плане идея о создании зоны свободной торговли произвела определенный эффект, на что, скорее всего, и рассчитывали представители тюркоязычных структур, но не более. И как показали сами встречи - ничего такого прорывного не произошло. Стоит отметить, что само выдвижение идеи о создании зоны свободной торговли может говорить о том, что тюркские структуры пока еще не определились с направлением своей работы в полной мере. Следовательно, пока не стоит ожидать трансформации этих структур в более мощные институты. Все остается на представительском уровне», - говорит Косназаров.

Вместе с тем, само наличие таких межгосударственных организаций может выступать неким напоминанием того, что с сугубо прагматическим подходом в международных отношениях может еще и в определенной мере сосуществовать фактор идентичности, культурной и цивилизационной близости. И, как показывает саммит в Габале, тюркским странам не чужды прагматизм и желание соблюдать собственные интересы. Исходя из этого, можно сказать, что тюркская идентичность важна только тогда, когда она будет удовлетворять государственные интересы тюркоязычных стран.

Он отмечает, что эти государства - не одни в международной системе, и их зависимость от глобальных и региональных процессов очевидна. Поэтому по вполне понятным причинам могут возникать противоречия даже у самих тюркоязычных стран, если вернуться к тому же вопросу о том, как член ТС может еще и быть сторонником идеи тюркской интеграции.

«Отдельно стоит упомянуть энергетические проекты. Такие противоречия возникают при накладывании в анализ отношения тюркских стран с Россией. В этом плане визит президента России Путина в Баку в преддверии саммита в Габале показателен. Габала вообще важна для Москвы из-за находящейся поблизости к городу радиолокационной станции, эксплуатация которой приостановлена. Внешняя политика, формируемая исходя из наличия энергоресурсов, при любых условиях делает такую внешнюю политику зависимой от ситуации на мировом рынке, взаимоотношений между потребителями и производителями энергоресурсов, которые могут не только сотрудничать друг с другом, но и конкурировать», - замечает Косназаров.

О том, что визит Владимира Путина в Азербайджан накануне саммита глав тюркоязычных государств не был случайным, говорят и другие эксперты, которые убеждены, что российский лидер в Баку решал вопросы о недопущении создания с участием Казахстана и Кыргызстана иных экономических блоков, кроме ТС. И, видимо, Кремль нашел аргументы, убедившие Ильхама Алиева не продвигать столь активно идею тюркской экономической интеграции, как это было заявлено ранее.

При этом Азербайджан в очередной раз дал понять Москве, что его вступление в ТС невозможно, а, значит, Баку оставил за собой право в будущем, возможно, после президентских выборов в этой стране, в связке с Турцией реанимировать идею зоны свободной торговли в рамках Совета. Пока Россия может поставлять в Баку столько вооружения, сколько это нужно клану Алиевых и сотни мигрантов из Азербайджана работают на российских стройках, у Москвы есть способы давления на это каспийское государство. Но значительные запасы нефти, тесная интеграция с Турцией и все большее стремление идти в привязке с политикой ЕС будут отдалять Баку от Кремля.

Пока же, сам саммит в Габале демонстрирует в большей степени иллюзорный эффект от данного объединения тюркоязычных государств, которое имеет некий декларативный эффект, но какой от него практический выхлоп - непонятно.

Собственно, малую практическую значимость встречи в Габале в ходе своей вступительной речи невольно отметил и лидер Азербайджана Ильхам Алиев.

"Проведение таких встреч на высоком уровне в различных городах носит ознакомительный характер, в то же время, еще более укрепляет единство между нашими странами и народами», - заметил он. Ознакомительный характер, это пока, увы, единственный практический результат от ежегодных встреч лидеров тюркского мира.

Обозреватель Баходир Сафоев говорит, что саммит в Габале хоть и не решил главной проблемы - создания экономического союза, но показал, насколько сегодня переплетены связи между государствами тюркоязычного мира.

«Причинами того, что все-таки заявленный торговый союз Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана под шефством Турции пока буксует, может быть то, что Анкара сейчас занята решением внутренних проблем и, видимо, понимает, что влияние Москвы на постсоветскую Центральную Азию переломить не так просто. К тому же, усиление Турции в ЦА не входит в планы самих лидеров тюркоязычных стран, в частности, именно по этой причине объединение игнорирует Узбекистан, с настороженностью, в свете не самых благостных отношений с Азербайджаном относится к нему и Туркмения. Однако участие ее представителя на саммите в Габале подчеркивает, что в Ашгабаде не склонны ставить крест на своем присоединении к работе Совета. Хотя, участие в переговорах заместителя премьер-министра Туркменистана Сапардурду Тойлиева можно расценивать и как своего рода ответный шаг турецким партнерам, возлагающим большие надежды на объединение. Не стоит забывать, что именно в эти дни премьер-министр Турции участвовал в закладке фундамента нового морского порта в Туркменистане», - сказал Сафоев.

Саму же площадку саммита лидеры стран Совета использовали не столько, чтобы обозначить общие приоритеты и проговорить экономические перспективы, сколько для неких посланий соседям и миру о собственных проблемах и достижениях.

Так, лидер Азербайджана не преминул вспомнить о проблеме Нагорного Карабаха, подталкивая участников встречи к активному осуждению политики Армении, однако, Казахстан и Кыргызстан воздержались от резких высказываний.

«К сожалению, Азербайджан долгое время страдает от армянской оккупации. Двадцать процентов азербайджанских земель находятся под оккупацией, нарушена признаваемая международным сообществом территориальная целостность страны. В отношении азербайджанского народа проведена этническая чистка, грубо нарушены все нормы международного права», - напомнил своим коллегам Ильхам Алиев.

Ни у кого не было сомнений, что глава Турции поддержит слова Алиева, так и случилось. Абдулла Гюль был категоричнее и сказал,что, в принципе, во главе всех значимых вопросов тюркского мира стоит проблема Нагорного Карабаха. Положение, сложившееся с оккупацией земель Азербайджана, неприемлемо. Но, видимо, Казахстан и Кыргызстан, которые являются стратегическими партнерами России и находятся в дружественных отношениях с Арменией, не особо были готовы педалировать карабахскую тему, и, более того, понесли определенные репутационные потери в глазах РФ и Армении. Были видно, что ни Назарбаеву, ни Атамбаеву не хочется быть вовлеченными в прения кавказских республик.

В свою очередь, Нурсултан Назарбаев, чтобы не углубляться в армяно-азербайджанский конфликт, больше напирал на налаживание транспортных связей среди государств Совета.

«К 2020 году планируется увеличить транзитные перевозки через Казахстан в два раза, а к 2050 году - в десять раз. В будущем планируется довести грузоперевозки по территории Казахстана до 50 млн тонн в год. Также в скором времени будет начато строительство новых авиа-, морских, авто-, железнодорожных путей и трубопроводов, которые соединят Европу с Тихим океаном через Центральную Азию и страны прикаспийского региона. На границе с Китаем функционируют наши «восточные ворота» - центр приграничного сотрудничества «Хоргос». На западе страны реализуются проекты по расширению морского порта «Актау» и строительству логистического центра в Актобе. Эти проекты выполняют функцию «западных ворот», которые предоставляют нам доступ к каспийскому региону и далее - в Россию и Европу. В будущем в китайском порту Ляньюньгань на Желтом море будет построена терминальная инфраструктура. Благодаря развитию сотрудничества между морскими портами Турции, Азербайджана и Казахстана, мы получили возможность увеличения транспортного потенциала Каспийского моря», - напомнил своим коллегам Назарбаев.

В целом, казалось, что лидеры 4 государств избрали площадку саммита для самопиара и проговаривания уже известных истин.

Данияр Косназаров отмечает, что такие вещи, как саммиты в Габале и вбрасываемые в информационное пространство идеи или те или иные заявления, такие, как создание зоны свободной торговли, могут привести к тому, что уже никто не будет воспринимать все это всерьез. И, как показывает последняя встреча в Азербайджане, лидеры тюркоязычных стран пока не готовы вступить в более обязывающие отношения друг с другом. У каждой страны по отдельности своих проблем хватает, как внутренних, так и внешних.

Хотя, возможно, речь идет лишь о затишье перед бурей. Так, директор Центра политических инноваций и технологий из Баку, политолог Мубариз Ахмедоглу отметил, что, если в этот раз не удалось добиться соглашения по экономическому союзу внутри Совета, это не говорит о крахе этой идеи.

"Азербайджан после значительной поддержки развития гуманитарных отношений в рамках тюркоязычных государств, после создания различных организаций сейчас продолжает прилагать свои усилия в направлении формирования единой экономической зоны. Для того, чтобы объединить все тюркоязычные государства под единым экономическим флагом, необходимо проделать большую работу. Как минимум, по той причине, что в отношениях тюркских государств присутствует большое количество неурегулированных моментов", - сказал Ахмедоглу.

На более серьезном этапе взаимоотношений можно предположить, что лояльность к каким-либо внешнеполитическим проектам будет сохранить гораздо тяжелее, отмечает Данияр Косназаров. Но, как мы видим, пока никакая из сторон не хочет ущемлять себя в праве ведения мультивекторной внешней политики. Кстати, сам тюркский проект может говорить как раз-таки об этом, считает эксперт.

Напомним, что Совет был создан в 2009 году государствами-членами - Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Турцией - с целью внесения совместных вкладов в дело мира и стабильности в Евразии. Его секретариат находится в Стамбуле, что говорит об определяющей роли Турции в нем.

kursiv.kz

Предыдущая статьяУзбеки отказались от участия в международной «водной» конференции в Таджикистане
Следующая статьяЧто преследует информационная атака Узбекистана? » Политика » Gezitter.org - Чтобы понимали...