Вчера в Общественной палате при президенте России прошли слушания на тему «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни». В материалах слушаний, подготовленных на основе соцопроса, проведенного агентством социальных технологий «Политех», отмечено: «В большинстве республик с традиционным распространением ислама за исламскую партию могли бы проголосовать около половины избирателей (от 44% до 49%), а в Чечне и Ингушетии - абсолютное большинство (68%) жителей республик».
Как расшифровано далее, речь идет о доле представителей титульных наций субъектов Федерации. В Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии отдать голос за исламские партии готовы 49%, в Дагестане - 45%, в Чечне и Ингушетии - 68%.
Сходные цифры и в республиках Поволжья - в Татарстане исламскую партию поддержали бы 44% представителей титульной нации, в Башкирии - 49%. В целом в поволжских республиках, далеко не все из которых являются мусульманскими, исламские партии собрали бы 34% голосов местных титульных наций. «На региональном уровне в ряде республик Поволжья и Северного Кавказа исламские партии (в случае их создания и допуска на выборы. - «НГ») могли бы стать серьезной политической силой», - предупреждают авторы исследования. Данные российских социологов совпадают с американскими. В апреле с.г. известный исследовательский Pew Research Center, базирующийся в Вашингтоне, опубликовал на своем сайте большое исследование, посвященное последователям веры Пророка Мухаммеда в мире. Одна из глав документа посвящена отношению мусульман в разных странах к принятию там в качестве официальных законов установлений шариата (исламского религиозного права). «Поддержка принятия шариата как официальных законов страны довольно слаба во всей Центральной Азии, также в Южной и Восточной Европе», - отмечают американские исследователи. Так, в Албании лишь 12% мусульман поддерживают подобную идею, в Боснии и Герцеговине - 15%, в Косово - 20%. В Азербайджане таковых 8%, в Турции - 12%, в Казахстане - 10%, в Таджикистане - 27%, в Киргизии - 35%. Как ни удивительно, отметили американские социологи, но «поддержка шариата в качестве закона страны является наибольшей в России (42%), в этнических мусульманских республиках страны». Аналогичные данные ранее озвучивали и местные социологи. В октябре 2011 года эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев сообщил СМИ о том, что «мониторинг молодежной среды Дагестана показывает, что более 42% респондентов хотят применения шариата в отдельной республике по модели развитых султанатов» Ближнего Востока или Индонезии. Причем, по данным Гереева, с 2010 по 2011 год число поддерживающих официальное введение шариата среди дагестанской молодежи возросло с 36% до 42%.
«На самом деле, земля горит у нас под ногами», - охарактеризовал представленные социологами данные председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «Нужно признание того, что разные народы в едином государстве могут жить по разным правилам», - добавил официальный представитель РПЦ. Ранее он писал в нашем издании: «Если в Чечне, Ингушетии, Дагестане действуют многие нормы исламского права, то было бы ошибкой не замечать этого или говорить, что это однозначно плохо: Все, кто желает устраивать социум на основе религиозных норм, должны быть признаны нормальной частью общественной реальности и идущего в обществе диалога. А вот будет эта часть доминирующей или фрагментарной - пусть решает честная борьба идей» (см. «НГ-религии» от 17.11.10).
«Жители Чечни и Ингушетии во многом ориентируются на исламские нормы, в определенной степени эти республики уже сегодня можно назвать исламскими», - отмечают авторы исследования «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни», приводя и такой пример: «Большинство чеченцев и ингушей (62%) высказались за то, чтобы в Российской Федерации многоженство (запрещенное российскими законами, но прямо поощряемое шариатом. - «НГ») было разрешено повсеместно либо в отдельных республиках».
«Религиозный ренессанс», начавшийся в 1988 году, похоже, развивается не в сторону современной западной цивилизации. Он ведет исламские регионы в новое Средневековье, отрывая их от остальной России.
Владислав Мальцев