Соединенные Штаты серьезно намерены переориентировать свою политику в азиатском направлении. Но и о других частях света они гарантированно не забудут
Непредсказуемо развивающиеся события вокруг Украины и полная неясность с тем, что и в каком формате ждет эту постсоветскую республику дальше, бросили серьезный вызов внешней политике Соединенных Штатов. Вашингтон самым активным образом сейчас «играет» на востоке Европы, и будет это гарантированно дальше делать на будущее, как бы ни разворачивались там события и какое бы будущее для Украины ни вырисовывалось на обозримую перспективу.
Между тем нынешнее «глубокое погружение» США в постсоветские дела на европейском направлении вовсе не означает, что Америка забыла о своем главном вызове (как минимум до окончания срока работы нынешней администрации Б. Обамы - декабрь 2016 года) - Азии. Принятое администрацией Белого дома решение «перезагрузиться» именно в азиатском направлении остается в силе. И как бы ни отвлекали американское руководство нынче украинские заботы, именно в Азии Америка видит свои важнейшие задачи и именно там планирует активизировать свои как военно-политические, так и торгово-экономические действия.
Разумеется, далеко не весь Азиатский континент будет находиться в фокусе американских внешнеполитических интересов. Но те же страны Центральной Азии, а также государства Закавказья и Каспия в этой «азиатской переориентировке» будут играть, судя по всему, далеко не последние роли.
Важно и то, что приоритетное значение Соединенные Штаты будут придавать отношениям в Азии со своими союзниками. То есть теми странами, которые поддерживают американские внешнеполитические инициативы, тесно сотрудничают с США в военно-стратегическом плане. А также привлекательны для Америки как перспективные торгово-экономические и инвестиционные партнеры.
«Новый поход» Америки в Азию - это совсем даже не поход против Китая
Существует весьма однобокое и достаточно далекое от реалий представление о внешней политике Соединенных Штатов в Азии как нечто непременно бросающее «ответный вызов» КНР. Дескать, Китай настолько усилился в регионе, перманентно пугает своей активностью, показной агрессивностью и военными «мускулами» своих ближайших соседей (даже влиятельных и с виду не самых слабых), что США вроде как просто обязаны дать отпор «зарвавшимся китайцам» и поставить их прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе на место.
Между тем торгово-экономические, а также финансовые отношения Соединенных Штатов и Китая настолько тесные и взаимопроникающие, что ни о какой «силовой конфронтации» в этом регионе обе стороны и не помышляют. Да, будет жесткое соперничество, попытка перетянуть на свою сторону наиболее выгодных с точки зрения «большой экономики» партнеров в Азии. Но все это будет делаться на вполне цивилизованном уровне, соблюдение которого как в интересах Соединенных Штатов, так и КНР.
В целом же затея «нового похода» США в Азию - это интенсивное стимулирование экономического развития региона для оздоровления экономики всего мира, в том числе - и американской. Тем временем только своими силами Вашингтону «большую Азию» гарантированно с места не сдвинуть. Слишком много на сегодняшний день у американской администрации внутренних проблем да забот. Поэтому нужны надежные и вменяемые азиатские партнеры - которым вместе с Америкой есть смысл и свою собственную экономику «поднимать», и соблюсти определенный баланс между двумя ключевыми державами АТР (США и КНР) в своих национальных интересах.
Показательно, что даже при условии весьма неустойчивой и нестабильной финансовой и экономической ситуации внутри страны, а также продолжающейся «подковерной» борьбы между сторонниками демократов и республиканцев в конгрессе и сенате, США очень тесно сейчас сотрудничают с ключевыми для себя азиатскими странами (прежде всего союзниками - Японией. Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией, Канадой, Мексикой, государствами АСЕАН), чтобы пробить желательно до конца нынешнего года, а если не получится - до истечения срока работы администрации Б. Обамы соглашения о свободной торговле со всеми этими партнерами.
Приоритетом здесь для Соединенных Штатов является транстихоокеанское партнерство по установлению зоны свободной торговли, которое предусматривает вовлечение в подобный пакт основных азиатских стран, выходящих на Тихий океан (кроме Китая). Со своей стороны Пекин также «приглашает к равноправному сотрудничеству» целый ряд стран АСЕАН в плане свободной торговли, но уже без участия США. И вновь - речь здесь идет о жесткой торгово-экономической конкуренции, но никак не о создании каких-то военно-политических структур, которые бы друг с другом под предводительством Вашингтона и Пекина начали бы бороться друг с другом.
Серьезные опасения в этой связи высказывают прежде всего страны, которые на сегодня имеют территориальные споры с Китаем, откровенно его побаиваются и надеются в душе, что усилением торгово-экономических связей с Соединенными Штатами они смогут себя от растущей военной мощи КНР каким-то образом защитить. Это прежде всего касается таких государств, как Филиппины, Вьетнам, Сингапур, Япониия и Южная Корея.
Определенные обязательства у Соединенных Штатов в области обороны есть и перед Тайванем, плюс с американцами теснейшим образом в этом направлении сотрудничают Австралия и Новая Зеландия. Со своей стороны Китай предпочитает держать своих ближайших соседей на своего рода «коротком пугающем поводке» и постоянно напоминать о том, что Пекин имеет и в Южно-Китайском, и Желтом морях свои национальные интересы. Которыми он не намерен поступаться, кто бы из его соседей ни обязался в случае возникновения кризисных ситуаций защищать.
Многое здесь будет зависеть от того, насколько успешны будут усилия американской дипломатии относительно подписания странами АТР соглашения о транстихоокеанском партнерстве. Ведь саммит стран Азиатско-Тихоокеанского региона АПЕК в этом году пройдет в Пекине, а вот саммит «Большой двадцатки» в конце года - в Австралии(Брисбен). Так что к тому времени чем больше у Соединенных Штатов появится надежных партнеров для многостороннего соглашения о свободной торговле (без Китая), тем проще Вашингтону будет разыгрывать дальнейшие торгово-экономические «партии» против китайских соперников.
Центральная Азия, в принципе, - только «третий план», но с профилем на Афганистан возможны и варианты
Сконцентрировавшись исключительно на Азиатско-Тихоокеанском бассейне, Соединенные Штаты по крайней мере в этом году еще будут уделять немалое внимание и региону Центральной Азии, и Афганистану, и Ирану с его ядерной программой. С точки зрения торгово-экономической выгоды для Вашингтона здесь не особо что позитивное вырисовывается. Но вот в плане «большой региональной политики» американцы очень активно будут «окучивать» этот регион, как бы ни отвлекала их ситуация вокруг Украины, а также сирийский кризис.
Что касается Афганистана, то все будет зависеть от того, до чего конкретно американское правительство договорится (или не договорится вовсе) с новым афганским руководством. Сколько, на каких условиях и для каких целей останется военного персонала США в этой стране, до сих пор неясно. Поэтому гадать относительно того, что будет в Афганистане с наступлением 2015 года, когда основные силы коалиции эту страну гарантированно покинут, сейчас явно преждевременно.
Но ясно уже сегодня, что присутствие Соединенных Штатов в этом регионе будет сокращено- и значительно, так что беспокоить Вашингтон он будет намного меньше, чем раньше. Также пока не совсем понятно, до чего доведут «ядерную шестерку» во главе с Соединенными Штатами и «промежуточные соглашения» с Ираном. До лета у Тегерана есть возможность пойти на некоторые уступки давлению прежде всего со стороны американцев и как минимум заморозить свои нынешние работы по созданию собственного атомного оружия (но никак не отказаться от его владения).
Вместе с тем все вокруг Ирана может в любой момент пойти совсем не так, как это планируется по так называемым «промежуточным договоренностям». И Вашингтону нужно здесь будет быть готовым к любым, самым неожиданным изменениям.
Много чего планируется Соединенными Штатами и в отношениях с еще одной влиятельной и стратегически важной для них азиатской страной - Индией. Не случайно начальницей управления госдепартамента США, которая курирует вместе со странами Центральной Азии также и еще 7 государств, включая Индию, поставлена на ближайшие три года была Н. Бисвал (она индийского происхождения), в ответственность которой в первую очередь входит именно «окучивание» индийского направления американской внешней политики.
Что же касается стран Центральной Азии, то им будет уделяться внимание и в плане содействия выводу американских войск из Афганистана (опять-таки важно будет для Вашингтона, какая страна и как себя поведет в развитии тесного сотрудничества с США и в этом году, и на будущее). А это не только военно-техническое партнерство, инвестиции, экономическая помощь, но и серьезное энергетическое сотрудничество.
Так, Соединенные Штаты на полном серьезе по-прежнему верят в затею с ТАПИ- газопровод, который намечено проложить из Туркменистана в Индию через территории Афганистана и Пакистана (правда, под проект никто не дает денег, да и афганская нестабильность практически не предоставляет никаких шансов проложить эту трубу в столь рискованных условиях). Плюс в Вашингтоне намечено помочь Таджикистану и Кыргызстану по установке линий электропередач для транспортировки энергии в Афганистан.
Не отказываются Соединенные Штаты и от планов наладить через территорию центральноазиатских республик «Нового шелкового пути». Правда, опять-таки не очень понятно, кто всем этим будет заниматься, насколько правительство США готово «подбивать» свой частный бизнес в деле расширения его присутствия в регионе. И что конкретно самим государствам Центральной Азии от всей этой «ново-шелковой затеи» может выгореть.
По всему свету у Америки по-прежнему будет слишком много дел. Вопрос в том, хватит ли сил и времени у Вашингтона на дела азиатские?
Повышенное внимание, которое Соединенные Штаты намерены уделять Азии на ближайшие как минимум три года, бросают серьезный вызов реальным возможностям страны как на внешнеполитическом поприще, так и в плане военно-стратегического присутствия. То, что США по-прежнему остаются державой номер один по целому ряду возможностей и по мощи своего потенциала, неоспоримо. Между тем в последние годы ситуация с «американским единоначалием» меняется. И практические расклады для Соединенных Штатов присутствовать везде и повсюду постепенно снижаются.
Происходит это и по вполне объективным международным причинам (слишком много чего в мире нынче конфликтно и опасно развивается), так и в связи с желанием администрации Б. Обамы проводить курс на гораздо меньшее вмешательство в целый ряд конфликтных ситуаций по всему свету, а больше сосредотачиваться на делах внутриамериканских.
С этим связано и сокращение американских вооруженных сил (численно и по целому ряду качественных параметров), и урезание военного бюджета страны (хотя он по-прежнему не просто самый большой в мире, но и превосходит все еще бюджеты 20 следующих за Америкой государств мира). Это и растущее нежелание самим впутываться в разного рода заграничные военные авантюры (по типу Ирака или Афганистана), и поиск возможностей перекладывать все либо на плечи мирового сообщества, либо (как в Ливии) передавать все под ответственность своих ближайших союзников.
Помимо всего прочего, проблемных регионов нынче по всему свету все еще немало, и всеми ими заниматься у Америки нет явно ни желания, ни особых интересов, ни реальной выгоды (что политической, что военной). Это касается и Афганистана (по какой-то непонятной причине от США та же Россия и целый ряд других государств хотят получить некий отчет в стенах ООН, как и что там американцы делали на протяжении 13 лет), и Ирака(там вообще полный хаос после вывода американских войск), и той же Сирии (куда США ни под каким предлогом не намерены посылать свои войска).
А ведь есть еще полный тупик на Ближнем Востоке («любящие друг друга искренне и нежно» Израиль и Палестинская автономия), «почтиядерный» Иран, невменяемо ведущая себя Северная Корея (которая то Японию, то Южную Корею по полной программе пугает своими ракетными запусками). Плюс несколько «почти несуществующих» государств в Западной Африке, которые пока своим военным контингентом прикрывает в меру сил Франция. И, наконец, Китай - в случае какого-то обострения с ним отношений соседними азиатскими государствами у американцев может просто не хватить ни сил, ни возможностей всех в регионе «прикрыть» и «защитить от китайской угрозы».
Поэтому-то ключевым сейчас для Америки именно в Азии будет найти правильный баланс усилий и расширения своего присутствия на фоне сохранения умеренного своего влияния и в других регионах нашей планеты. Если Вашингтону это удастся, то именно на азиатском направлении у него появятся очень хорошие шансы оказаться вовлеченным в «торгово-экономический прорыв» этого континента.
Однако если же заботы по другим точкам нашей планеты станут отвлекать у Америки все больше сил и ресурсов, то может сложиться ситуация, при которой и в азиатском направлении США уступят пальму первенства по влиянию Китаю, и в той же Европе, на Ближнем Востоке, по Ирану и Северной Корее им придется очень непросто. А это уже в свою очередь грозит хронической дестабилизацией не только ситуации в Азии и на Тихом океане, но и в целом во всей современной системе международных отношений.
Юрий Сигов, Вашингтон